Перспективы реализации новых проектов строительства АЭС на территории Восточной Европы

31 августа 2021 появилась новость о подписании меморандума между украинской государственной компанией «Энергоатом» и американской компанией Westinghouse Electric.

На официальном сайте «Энергоатома» новость выглядит следующим образом:

«Меморандум предусматривает участие компании Westinghouse в достройке четвертого энергоблока Хмельницкой АЭС по технологии AP1000 и еще четырех энергоблоков других атомных электростанций Украины. Общая ориентировочная стоимость проекта около 30 млрд долларов США.»

Именно в таком виде эта информация была передана затем целым рядом СМИ, причем некоторые из них назвали этот документ «договором», хотя к этой категории отнести его никак нельзя — в нем нет никаких дат, сроков, нет взаимных обязательств сторон.

Это действительно меморандум, который, конечно, может стать основой для разработки и подписания уже обязывающего договора, но остается и вероятность того, что этого не произойдет — причин для пессимистичного развития событий вполне достаточно.

Третий и четвертый энергоблоки Хмельницкой АЭС.

Обращает на себя внимание тот факт, что на официальном сайте компании Westinghouse Electric информация о том же событии выглядит несколько иначе:

«Westinghouse Electric Company и Энергоатом, государственная атомная компания Украины, подписали эксклюзивное соглашение о поставке реакторов Westinghouse AP1000® на несколько объектов в Украине.»

(https://info.westinghousenuclear.com/news/energoatom-and-westinghouse-advance-clean-energy ) Как видите, здесь отсутствуют не только даты и сроки — нет ни количества энергоблоков, о которых намерены в будущем договариваться стороны меморандума, ни предполагаемой стоимости.

Сложно сказать, с чем связано такое расхождение, но двумя месяцами ранее, 30 июня, Westinghouse практически в таком же стиле известил о подписании документов в Варшаве: https://info.westinghousenuclear.com/news/westinghouse-milestone-advances-nuclear-in-poland :

«Westinghouse ждет возможности представить польскому правительству самые передовые и конкурентоспособные технологические предложения для этого очень важного проекта»

и так далее. Сотрудничать американская компания рада и с «Энергоатомом», и с правительством Польши, но никаких конкретных обязательств при этом не несет. При этом в обоих случаях вторые стороны соглашения пытаются максимально конкретизировать тексты меморандумов — в случае Украины, как видите, даже «появилась» конкретная площадка для одного из энергоблоков — Хмельницкая АЭС.

Строительство Хмельницкой АЭС в составе четырех энергоблоков на базе реактора ВВЭР-1000 проекта 320 было начато в теперь уже далеком 1981 году, но достроить и ввести в эксплуатацию удалось только два из них. Строительная готовность блока № 3 оценивается в 75%, блока № 4 — в 28%. Технический аудит имеющихся зданий и конструкций проводился совместно киевским «Энергопроектом», «КиевНИЛстроймост» и московским Институтом «Оргэнергострой» в период с 2005 по 2009 годы. Общее заключение по всем проведенным проверкам: после выполнения определенного объема ремонтно-восстановительных работ существующие конструкции можно будет использовать для строительства обоих блоков. Вот опираясь на эту проверку, проведенную по заказу «Энергоатома» 30 апреля 2010 года на встрече премьер-министров Украины и России, Николая Азарова и Владимира Путина, было принято решение о строительстве объединенными силами энергоблоков № 3 и 4 Хмельницкой АЭС. Межправительственное соглашение было подписано 9 июня того же года, предварительная оценка стоимости работ должна была составить 5-6 млрд долларов за оба блока. При этом до подписания межправительственного соглашения действия «Энергоатома» шли в соответствии с требованиями МАГАТЭ: в 2008 году был объявлен международный тендер по выбору реакторной установки, в котором, помимо «Атомстройэкспорта» приняли участие Westinghouse Electric и южнокорейская компания КЕРСО. Только после того, как «Атомстройэкспорт» стал победителем тендера, сотрудничество атомщиков России и Украины начало восстанавливаться и развиваться. По условиям соглашения 2009 года Украина взяла на себя обязательство обеспечить весь объем финансирования с тем, чтобы блок № 3 был принят в эксплуатацию в 2018 году, а блок № 4 — в 2020 году. В начале 2011 года Верховная Рада ратифицировала межправительственное соглашение, практически сразу решение парламента было одобрено президентом страны. Летом 2012 разработанное участниками договора технико-экономическое обоснование проекта достройки блоков было утверждено правительством Украины, стоимость работ была определена в 4,95 млрд долларов, и к этому времени переговоры «Энергоатома» и Сбербанка о предоставлении кредита на эту сумму находились на заключительной стадии. В 2013 году проект достройки и техническое состояние площадки были неоднократно проверены как государственным регулятором Украины, так и специалистами ВАО АЭС (Всемирной Ассоциацией компаний-Операторов АЭС). С учетом полученных рекомендаций, проект был уточнен, летом того же года эти изменения также получили одобрение со стороны правительства Украины.

Новости от «Энергоатома»

Однако в апреле 2014 года Росатом вынужден был отметить возникшую неопределенность с началом реализации проекта в связи с известными политическими событиями на Украине. Переговоры Росатома и «Энергоатома» продолжались, но в том же 2014 году украинская сторона начала переговоры с чешской компанией «Skoda JS”, а 17 сентября 2015 года Верховная Рада денонсировала соглашение с Россией о достройке двух блоков хмельницкой АЭС. В течение следующих двух лет представители Украины вели переговоры о возможности достроить эти блоки одновременно с тремя компаниями — французской Areva, чешской Skoda JS и Westinghouse, площадку Хмельницкой АЭС неоднократно посещали представители атомных компаний Китая и Южной Кореи. Кроме того, шли переговоры с Польшей и Словакией о том, что новые блоки Хмельницкой АЭС при строительстве могут быть синхронизированы с объединенной энергетической системой UCTE с тем, чтобы после введения их в эксплуатацию генерируемая электроэнергия могла идти на экспорт. В связи с таким изменением проекта шли переговоры с европейскими финансовыми институтами, однако ни о каких конкретных результатах всех этих переговоров информации не поступало. После 31 августа 2021 года не поступало никаких новостей и со стороны Westinghouse — на официальном сайте нет никаких новых сообщений, имеющих отношение к Украине.

13 сентября в ходе своего визита на Хмельницкую АЭС дополнительную информацию о меморандуме дал глава «Энергоатома» Петр Котин. Исполняющий обязанности президента компании пояснил следующее:

«Площадкой для строительства нового энергоблока может стать земельный участок рядом с недостроенным бывшим четвертым энергоблоком, здание которого можно использовать для технических нужд строительства, разместив там вспомогательные цеха, тренажер, склады и т. Такое решение является оптимальным и самым экономичным: не придется тратить ни время, ни средства на переработку фундаментной части имеющейся площадки ХАЭС-4.»

С технической точки зрения это наиболее логичное предложение — ведь в меморандуме с Westinghouse речь шла об энергоблоках на базе реактора АР-1000, размеры и другие параметры которого существенно отличаются от параметров реактора ВВЭР-1000, под которые строились все вспомогательные здания на площадке Хмельницкой АЭС. С учетом того, что со времени строительства этих зданий прошло уже более 30 лет, если их и использовать, то только вот в таком виде, как предложено господином Котиным — под тренажеры и склады.

Тем не менее говорить о перспективах того, что меморандум с Westinghouse когда-нибудь сможет выйти на уровень обязывающего контракта можно только в том случае, если мы увидим заинтересованность в этом не только со стороны «Энергоатома», но и ссо стороны американской компании. Пока мы ничего похожего не видим, что, разумеется, вызывает желание внимательнее присмотреться к тому, как идут дела у Westinghouse. Напомним, что в марте 2017 года тогдашнее руководство компании, получив согласие от владельца контрольного пакета акций — компании Toshiba — обратилась в суд с прошением о добровольном банкротстве на основании главы 11 Кодекса о банкротстве США, которая позволяет провести реструктуризацию и получить защиту от кредиторов. Годом позже план реорганизации Westinghouse был одобрен судом Нью-Йорка, что дало возможность в августе того же 2018 года завершить Toshiba сделку по продаже американской компании ее новому владельцу – компании Brookfield Business Partners L.P., входящей в состав Brookfield Asset Management Inc.

Проекты строительства энергоблоков в исполнении Westinghouse

Перед началом процедуры банкротства Westinghouse вела строительство сразу восьми энергоблоков с реактором АР-1000: по два на площадках АЭС Haiyang и Sanmen в Китае и еще по два — на плоащдках АЭС V.C Summer и Vogtle в США. Кроме того, предыдущие руководители Westinghouse добились подписания соглашения с правительством Индии о том, что на территории этой страны будет выделена площадка в штате Андхра-Прадеш под строительство шести энергоблоков на базе АР-100. Помимо этого, у Westinghouse были определенные договоренности и планы в Великобритании. Летом 2010 года дочернее подразделение американской компании Nuclear Power Delivery UK, созданная специально для продвижения в Британии технологии АР-1000, подписала с компанией Horizon Nuclear Power контракт на подготовку строительства нового атомного энергоблока на площадке Wylfa Newydd, где эксплуатируется единственная в Уэльсе одноименная АЭС. Продвижению в Англии технологии АР-1000 старалась помочь и Toshiba, которая с этой целью создала дочернюю компанию NuGeneration Ltd, которая вела переговоры о строительстве энергоблоков АР-1000 на АЭС Moorside. Переговоры проходили вполне успешно, но вскоре после того, как у Westinghouse появился новый владелец, Toshiba официально сообщила, что она не намерена больше заниматься проектом Moorside, после чего ликвидировала NuGeneration. Помимо всего прочего, это решение японской компании стало еще одним «тревожным звоночком» для Великобритании: сроки эксплуатации ее АЭС второго поколения заканчиваются, а со строительством станций замещения после фактического ухода Westinghouse начались явные проблемы. Но это, разумеется, уже совершенно другая история.

AP-1000 — опыт строительства в Китае

После того, как процедура очередной перепродажи Westinghouse была завершена, для заказчиков энергоблоков АР-1000 настало время принимать решения — продолжать строительство или нет. Проше всего решился вопрос с Индией — по той причине, что там все проекты американской компании находились на стадии переговоров. Конечно, индийские компании могли их и прекратить, однако во время визита президента США Дональда Трампа в Нью-Дели на самом высоком уровне было принято решение о том, что договоры будут продолжаться. Все в полном порядке — они действительно успешно продолжаются, вот только совершенно неизвестно, будут ли они завершены и каким будет их результат. SNPTC, китайская компания-заказчик, приостанавливать строительство не стала, В течение 2018 года безо всякой оглядки на продолжавшееся банкротное производство, все четыре энергоблока на базе АР-1000 были введены в коммерческую эксплуатацию. Правда, в случае блока № 2 АЭС Sanmen штатная работа продолжалась не долго — в марте 2019 года автоматика остановила блок в связи с проблемами, возникшими с работой одного из главных циркуляционных насосов. Проблему удалось ликвидировать только в конце того же года, в настоящее время эксплуатация идет без нареканий со стороны заказчика и государственного регулятора Китая. Но о том, чьими усилиями удалось завершить это строительство, совершенно точно отчитался Чжан Шуцзюнь, один из ведущих менеджеров SNPTC: на Sanmen-1, первом из построенных блоков локализация производства необходимого для него в Китае составляла 25%, при строительстве последнего из блоков, Haiyang-2, уровень локализации вырос до 70%. С учетом того, что часть из оставшихся 30% были выполнены не Westinghouse, а подрядными организациями, можно утверждать, что на сегодняшний день эта компания является обладателем лицензий на технологии АР-1000, а для выполнения любых новых контрактов для выполнения ЕРС-контракта будет необходим поиск компании-генерального подрядчика. С учетом компетенций, которые были получены китайскими компаниями атомного машиностроительного комплекса, с технической точки зрения на роль такого генподрядчика самым реальным претендентом можно считать именно SNPTC. Однако, с учетом того, как сейчас выглядят отношения США и Китая, такой вариант совместного сотрудничества вряд ли можно считать реальным. А это означает, что в случае, если новые соглашения Westinghouse с польским правительством и украинским «Энергоатомом» «вырастут» до уровня обязывающих контрактов, организационные проблемы с поиском квалифицированной компании-генерального подрядчика будут просто неизбежны.

О проектах Westinghouse в США

О том, что этот вывод ни для кого не является секретом, говорит и то, что происходит с проектами АР-1000 в самих США. В настоящее время NRC (Комиссия по ядерному регулированию) США выдала десять комбинированных лицензий (на строительство и эксплуатацию) на блоки с АР-1000: на два блока АЭС Levy, на два блока на АЭС V.C. Summer, на два блока на АЭС Vogtle, на два блока АЭС William States Lee III и на два блока на АЭС Turkey Point, однако строительство идет только на АЭС Vogtle. Несмотря на положительные решения NRC ни один новый потенциальный заказчик к переговорам о начале строительства с Westinghouse не приступал и не приступает, а ситуация с АЭС Vogtle V.C. Summer развивается и вовсе драматически. Летом 2018 года Santee Cooper, компания-владелец прервала контракт с Westinghouse, и после соглашения между бывшим заказчиком и бывшим генеральным подрядчиком, которое было достигнуто в сентябре 2020 года началась и продолжается распродажа оборудования, доставленного с 2013 по 2017 годы на строительную площадку. Заказчиком строительства третьего и четвертого блоков на АЭС Vogtle была компания Georgia Power, дочерняя компания Southern Co. В сентябре 2017 года, то есть после того, как Westinghouse подала заявление о добровольном банкротстве, на собрании акционеров Georgia Power было принято решение о продолжении строительства блоков, но с передачей прав генерального подрядчика Southern Nuclear, компании-оператору АЭС Vogtle. Вряд ли в истории мирового атомного проекта можно найти что-то хотя бы отдаленно похожее на такую ситуацию — компания-заказчик, оператор АЭС, теперь выполняет обязанности генерального подрядчика. Для оперативного руководства строительством была привлечена компания Bechtel, с которой уже заключён соответствующий контракт. Westinghouse в этом проекте — не более, чем компания-лицензиар, консультирующая строителей по вопросам, связанным с соблюдением всей технологии. При такой замысловатой «архитектуре» проекта нет ничего удивительного в том, что сроки сдачи блоков регулярно переносятся, а смета продолжает расти, давно превысив изначальную.

Новые переговоры и соглашения Westinghouse

Тем не менее, несмотря вот на такой бэкграунд, Westinghouse стала наращивать активность в участии в целом ряде новых проектов. Это не только состоявшиеся переговоры с Украиной и Польшей, но и переговоры с Саудовской Аравией, участие в тендере на строительство новых блоков АЭС «Дукованы» в Чехии, а осенью 2020 года консорциум в составе Westinghouse, Betchel и Southern Co, если верить публикации в Financial Times, приступил к обсуждению с правительством Великобритании возможность возобновления проекта по строительству АЭС Wylfa Newydd. С учетом проблем, которые возникли в энергетической отрасли Британии, нельзя исключать, что эти переговоры завершатся результативно, но стоит помнить о том, что ранее правительство Англии заявляло, что введение этой АЭС в эксплуатацию планируется только в 2035 году.

В связи со всем перечисленным стоит обратить внимание на заявление Сайруса Мэйдона, генерального директора Brookfield Asset Management Inc., сделанное им в феврале 2021 года.

«Мы находимся на своего рода перепутье, потому что мы могли бы продать часть Westinghouse или всю её, если бы мы захотели. В какой-то момент времени мы, конечно, слегка протестируем рынок и посмотрим, сумеем ли мы получить рыночную стоимость этого бизнеса.»

При этом он не стал комментировать, кто бы мог стать очередным владельцем американской компании. Если заявление Мэйдона считать частью предпродажной подготовки Westinghouse, тогда активность этой компании получает логическое обоснование: чем больше у нее будет меморандумов о планах строительства новых энергоблоков на основе принадлежащей ей технологии АР-1000, тем более вероятной становится выход на ту самую «рыночную стоимость этого бизнеса». В этом случае становится более понятным и то, что на официальном сайте Westinghouse нет никакой информации по польскому и украинскому проектов, кроме сообщений о самом факте подписания меморандумов. Разумеется, это не более, чем одна из возможных версий, однако фактов, которые бы ей противоречили, намного меньше, чем тех, которые ее подтверждают.

Атомные энергоблоки Украины

С другой стороны, достаточно понятно, почему «Энергоатом» с таким оптимизмом отнесся к подписанию соглашения с Westinghouse. В настоящее время атомные электростанции обеспечивают Украине около 45% спроса на электроэнергию. При этом график предстоящих выводов энергоблоков выглядит следующим образом:

  • Запорожская АЭС, в составе которой работают шесть блоков ВВЭР-1000 проекта 320. Сроки завершения эксплуатации у блока № 1 — 2025 год, у блоков № 2 и 6 — 2026 год, блок № 3 имеет лицензию на эксплуатацию до2026 года, блок № 4 — до 2027 года и блок № 5 — до 2030 года.
  • Ровенская АЭС, в составе которой работают два энергоблока на базе реакторов ВВЭР- 440 и один блок на базе реактора ВВЭР-1000 проекта 320. Эксплуатация ВВЭР-440 продлена до 2030 и до 2031 годов, блок № 3 имеет лицензию на работу до 2037 года.
  • Южно-Украинская АЭС. Блок № 1 на базе реактора ВВЭР-1000 проекта 302 имеет лицензию на работу до 2023 года, блок № 2 (реактор ВВЭР-1000 проекта 338) — до 2025 года и блок № 3 — до2030 года.
  • Хмельницкая АЭС. Блок № 1 на базе реактора ВВЭР проекта 320 лицензирован до 2028 года, блок № 2 на базе такого же реактора — до 2035.

Как видим, в течение следующих пяти лет «Энергоатом» вынужден будет вывести в окончательный останов пять атомных энергоблоков совокупной мощностью 5 000 МВт и еще шесть блоков общей мощностью 5 440 МВт — до 2031 года. Статистика базы PRIS, в которой МАГАТЭ отражает ситуацию с работающими и строящимися энергетическими атомными блоками, показывает, что в этом веке только три компании-вендера ведут строительство новых блоков в соответствии с заявленными календарными сроками — китайская CNPC, российский Росатом и южнокорейская КЕРСО. Однако, судя по открытым источникам, «Энергоатом» не ведет переговоры ни с одной из них, единственный озвученный проект — это как раз меморандум с Westinghouse Electric. Завершенные строительством энергоблоки на базе АР-1000 в Китае в среднем строились от девяти до десяти лет. Следовательно, даже в том гипотетическом случае, если «Энергоатому» до конца текущего года удастся выйти на подписание с Westinghouse на обязывающий договор, ситуация является критической не только для самого «Энергоатома», но и для всей энергетической системы Украины. Разумеется, Украина, как любое другое суверенное государство, имела право отказаться от сотрудничества в реакторостроении с Росатомом , но несложный анализ показывает, какой оказалась для Украины ситуация после принятия ею этого решения. Остается напомнить, что Росатом разработал и успешно применяет технологию отжига корпусов реакторов ВВЭР-1000, использование которой позволяет продлевать срок эксплуатации таких реакторов на 20 лет. Следовательно, именно российская атомная корпорация является единственной компанией, которая способна помочь выйти «Энергоатому» из надвигающейся критической ситуации. Вот только времени на проведение переговоров у украинской государственной компании остается все меньше — проблема осложняется еще и тем, что «Энергоатом» продолжает практику использования не российского, а американского ядерного топлива. Это означает, что, прежде чем принимать решение об использовании технологии отжига, необходимо будет проводить дополнительные исследования корпуса, без которых такое решение принимать нельзя. К сожалению, в данном случае мы видим, к каким результатам может привести вмешательство политиков в энергетическую отрасль — обнадеживающими назвать их невозможно. Особенно с учетом того, что состояние государственного бюджета Украины не позволяет ей ни разработать, ни реализовать программу строительства угольных или газовых станций замещения. Остается напомнить, что в любой стране именно энергетическая отрасль является базовой для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и того, что принято называть уровнем жизни населения. Будем надеяться, что руководство Украины отдает себе отчет в серьезности складывающейся ситуации и не будет терять время на продолжение неконструктивных действий в собственной

Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий