Истерят зря: от “Северного потока – 2” выиграют даже Балтия и Польша

Если отбросить в сторону многочисленные комментарии о соглашении США и Германии по “Северному потоку – 2”, поступающие с Украины, как не имеющие значения, то можно обнаружить, что к настоящему времени эксперты и политологи пришли к нескольким общим оценкам. Ангела Меркель сумела отстоять часть экономического суверенитета Германии, а Джо Байден не сумел преодолеть ее упорство, а потому “Меркель победила, Байден проиграл”. Что касается того, выигрывает ли в этой ситуации Россия или нет, то пока общей оценки нет. В качестве примера можно привести высказывания Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента России.

Вот часть его ответа журналистам 22 июля: “В заявлении Берлина и Вашингтона по “Северному потоку – 2” речь идет о том, что ФРГ будет использовать все доступные рычаги влияния для способствования продлению на срок до десяти лет соглашения о транзите газа между Украиной и Россией. Здесь никак не упоминается Россия, а ведь это соглашение может продлеваться между Киевом и Москвой. Поэтому тут слегка такой эффект <…> по-русски это “без меня меня женили”. Мы бы хотели, предпочли бы увидеть также в совместном заявлении и посыл Украине о том, что Украина должна проявлять ответственную позицию в плане обеспечения экономически целесообразных условий для продолжения такого транзита. К сожалению, мы не видим такого месседжа для Украины”.

А вот тот же Дмитрий Песков, но днем позже: “”Газпром” приветствовал участие Германии в обсуждении транзита через Украину, потому что спрос на российский газ в Европе во многом формируется за счет немецких компаний”.

Очевидно, что даже мнения пресс-секретаря президента кардинально отличаются друг от друга, потому удивляться разноголосице мнений прочих комментаторов не приходится.

Байден отказывается от экономической войны на два фронта

Однако разобраться, кто же в результате подписания соглашения выиграл, а кто проиграл, необходимо — тогда станет понятнее, что нас ждет в ближайшее время. Начнем с того, что припомним недавний отказ Байдена от применения американских “санкций” (слово “санкции” именно в кавычках, поскольку юридически корректно называть их односторонними дискриминационными мерами, санкции имеет право применять только СБ ООН) по отношению к Nord Stream 2 AG, компании – оператору и владельцу СП-2, а также к ее руководителю – гражданину ФРГ Маттиасу Варнигу. Причину такого решения Байден сформулировал кратко: не в интересах Штатов обострять отношения с таким важным для США союзником, как Германия. Байден в предвыборных выступлениях неоднократно заявлял, что намерен исправить все ошибки, допущенные Трампом в трансатлантических отношениях, и это решение относительно Nord Stream 2 AG наглядно показывает, что новый президент США старается реализовать свои предвыборные обещания. И это действительно та самая реальная политика, о которой многие стали забывать, — даже такой могущественной экономической державе, которой продолжают оставаться США, невыгодно вести войну на два фронта. Основным экономическим соперником Штатов является Китай: всего пару лет назад стороны активно обменивались взаимными ударами — Штаты вводили повышенные таможенные пошлины на китайские товары, Китай такие же — на товары американские. Активной стороной в этой “войне пошлин” был Дональд Трамп, у которого имелись на то веские причины: объем китайских поставок в Штаты на 295 миллиардов долларов в год превышал объем американских поставок в Китай. Прошло всего пару лет, но за проблемами, связанными с пандемией COVID-19, мы уже успели забыть все перипетии китайско-американской экономической войны, накал которой был снижен 15 января 2020 года. В этот день США и КНР подписали первую фазу торгового соглашения (Р1). Этому предшествовало 13 раундов переговоров — наверное, рекордная отметка для переговоров подобного рода. Конечно, дисбаланс в торговом обмене у США есть и с Европой, пусть и меньший (около 183 миллиардов долларов), однако стратегическим соперником Штатов является именно Китай. Европейские страны входят в состав НАТО, в Европе размещены военные силы США, в составе ЕС имеется целый ряд стран, для которых указания заокеанского сюзерена куда как важнее, чем директивы Евросоюза. Принцип “разделяй и властвуй” Штаты могут использовать здесь весьма результативно, а вот в случае с Китаем все иначе — нарастает военное и геополитическое противостояния, а потому устранение дисбаланса в торговле именно с этой страной и необходимость восстановления паритета для Вашингтона вот уже несколько лет является задачей номер один. Снизить градус противостояния с Германией для того, чтобы сосредоточиться на решении проблем с Китаем как минимум, а как максимум добиться от Германии существенной помощи в борьбе с экономическим влиянием Китая, — оптимальная тактика для Штатов в настоящее время. Поэтому резонно внимательнее присмотреться к тому, что входит в условия соглашения (Р1) – каким же именно образом Штаты намерены восстановить равновесие в торговле с Китаем.

Энергетическая составляющая китайско-американского торгового соглашения

В соответствии со взятыми на себя обязательствами Китай сразу после подписания соглашения отменил все повышенные таможенные пошлины на все виды энергетических ресурсов — на нефть и нефтепродукты, уголь и СПГ. Кроме того, Китай обязался нарастить закупки товаров и услуг в США за два года на 200 миллиардов долларов (на 76,7 миллиарда долларов в 2020 году и на 123,3 миллиарда в 2021-м). При этом в качестве точки отсчета стороны взяли 2017 год — именно тогда была начата “война пошлин”. Были указаны и наиболее крупные группы товаров и услуг, в числе которых имелись и энергоресурсы: Китай должен был нарастить их импорт из Штатов на 18,5 миллиарда долларов в 2020 году и на 33,9 миллиарда долларов в 2021-м. В 2017-м Китай импортировал американских энергоресурсов всего на 8,4 миллиарда долларов, то есть для того, чтобы добиться запланированных результатов, объем торговли предстоит наращивать кратно. Импорт нефти Китай диверсифицировал максимально — нет ни одного поставщика, чья доля занимает более 15 процентов, в этом секторе значительный рост для США маловероятен. Мощность китайских НПЗ и нефтехимических предприятий позволяет этой стране практически на все 100 процентов удовлетворять собственный спрос — здесь никаких чудес тоже ждать не приходится. Следовательно, к заданным в соглашении-2020 показателям США и Китай могут прийти только за счет роста поставок американского угля и СПГ. На что сделали ставку участники соглашения-2020, наглядно показывает статистика: если в 2019 году Китай закупил 260 тысяч тонн СПГ из США, то по итогам 2020-го уже 3,2 миллиона тонн, в 12 раз больше, с января до конца мая 2021 года поставлено уже 4,2 миллиона тонн, что позволяет рассчитывать на годовой результат в десять миллионов тонн. При этом средние цены на природный газ в Юго-Восточной Азии в 2021 году по показателю “год к году” выросли в два с половиной раза, то есть финансовый результат поставок СПГ из США в Китай по итогам года может составить около семи миллиардов долларов. Кроме того, напомню, что в мае 2021 года товарищ Си заявил, что Китай к 2060 году намерен добиться углеродной нейтральности, что означает курс на наращивание газовой генерации, то есть рост объемов импорта природного газа будет продолжаться. При этом стоит помнить, что совокупная мощность СПГ-заводов на территории Штатов за 2020 год выросла до 71 миллиона тонн в год, а СПГ-проектов, окончательное инвестиционное решение по которым может быть принято в ближайшее время, насчитывается еще на 20 миллионов тонн годовой мощности.

Ничего личного, только бизнес

Вот только необходимо помнить еще и о том, что в США нет ни одного СПГ-завода с государственным участием, нет и юридически корректных возможностей для того, чтобы продукция этих предприятий целенаправленно шла в Китай. Наш портал писал об этом неоднократно — СПГ, произведенный на территории США, отправляется частными компаниями туда, где они могут получить максимальную прибыль. Следовательно, единственный способ стимулировать частных производителей СПГ выполнять задачу государственной важности — только и исключительно обеспечение экономической привлекательности газового рынка Юго-Восточной Азии вообще и Китая в частности. То же самое, но другими словами: США выгодно, чтобы уровень цен на европейском газовом рынке постоянно был ниже, чем уровень цен на рынке ЮВА. Если смотреть на итоги первого полугодия 2021 года, то распределение экспорта СПГ, произведенного в США, выглядит следующим образом: Южная Америка – 17 процентов, Европа – 37 процентов, ЮВА – 46 процентов. ЮВА уже на первом месте, но пока преимущество не выглядит решающим, такие пропорции недостаточны для того, чтобы восстановление торгового паритета между США и Китаем шло в том темпе, который определяет соглашение-2020.

Логика соглашения США и Германии по “Северному потоку – 2”

Только с учетом всего изложенного подпись Байдена под соглашением с Германией получает логическое обоснование. Разница цен на газовых рынках Европы и ЮВА по целому ряду обстоятельств снижается — повышенный спрос на электроэнергию в Европе из-за высоких летних температур после аномально холодных зимы и весны привели к тому, что уровень заполненности европейских ПХГ отстает от среднего почти на 20 процентов. “Газпром” в течение 2021 года выполняет все свои контрактные обязательства, но не отвечает взаимностью на дополнительные заказы, тем самым давая понять, что ждет ввода в эксплуатацию СП-2. Если бы США не отказались от дальнейшего противостояния реализации проекта СП-2, к началу отопительного сезона ЕС мог бы подойти с физическим дефицитом газа в хранилищах, что гарантирует дальнейший рост цен вплоть до превышения над ценами ЮВА и Китая.

То же, но другими словами: будет работающий СП-2 — будет продолжаться рост поставок в Китай СПГ, произведенного в США; не будет работающего СПГ-2 — начнется отток американского СПГ в Европу. Передавая окончательное решение по СП-2 Германии, Джо Байден уверен — дальнейшего роста цены газа в Европе уже не произойдет. Совершенно естественно, что за такое решение Германии придется платить — начиная с “зеленого фонда”, в который немецкому правительству и частным компаниям предстоит влить миллиард долларов, чтобы развивать ВИЭ-энергетику на Украине, и заканчивая тем, что именно спецпредставителю Германии придется вести переговоры с “Газпромом” относительно возможного продолжения украинского транзита после 2024 года. Условия для заключения такого договора Алексей Миллер уже коротко обозначил: “Вопросы новых объемов закупок газа из России для транзита через территорию Украины должны решаться на рыночных условиях и по рыночным ценам. Для объемов новых закупок российского газа по украинскому маршруту суммарно выше текущих транзитных обязательств “Газпром” готов даже увеличить объемы транзита через Украину. Участие немецких партнеров в переговорном процессе полностью обоснованно”. В соглашении Германии и США все это тоже отражено совершенно четко: “Германия будет поддерживать усилия по реформированию энергетического сектора Украины и помогать в определении вариантов модернизации газотранспортных систем Украины”. По каким причинам Германии выгодно “тянуть этот воз”, наш портал уже рассказывал — это и возможность завершить строительство “Большого европейского газового кольца”, и потенциальный шанс превратить германский газовый хаб Trading Hub Europe в ведущий в Северной Европе, и не допустить роста цен, тем самым обеспечив сохранение конкурентоспособности европейской и немецкой промышленности на глобальном рынке. России происходящее выгодно вдвойне — у “Газпрома” действительно может появиться возможность наращивать объемы поставок в Европу после прекращения добычи на Гронингенском месторождении, при этом не вкладываясь в строительство новых транзитных мощностей, ведь ремонт и модернизация газотранспортной системы Украины теперь находятся в зоне ответственности Германии.

Тот случай, когда проигравших нет

Украинский газовый транзит – оставшееся окно возможностей

Все выше шансы, что уходящая “эра Гронингена” сменится эрой “газового триумвирата” в составе Германии, Австрии и России. Однако не выглядят проигравшими и США — они развязали себе руки для маневров, необходимых им в торговой войне с Китаем. Но и Китай ничего не проиграл — по оценкам аналитиков, по итогам 2021 года объем импорта СПГ в эту страну вырастет на 12 процентов и в общем-то Китаю не критично, какие именно поставщики обеспечат этот рост. Многочисленный хор американских сателлитов в Европе, громогласно вопящий о “капитуляции Байдена и Меркель перед Путиным”, могут продолжать вопить, но и экономика Польши и прибалтийских республик выиграет от того, что цена на природный газ в Европе не будет расти. Кто еще рыдает и истерит? Украинские политики? Но правители Украины 30 лет доказывают, что они не способны обеспечить надлежащую работу своей ГТС, поэтому необходимость прихода тех, кто наведет в газовом хозяйстве этой страны Ordnung, — объективная необходимость. Чем быстрее прекратятся нелепые попытки сопротивляться намеченному плану, тем больше шансов на продолжение транзита после 2024 года. Ну а то, что с приходом Ordnung придется забыть о десятках коррупционных схем, столь любезных украинским политикам и правителям, — это, как пел Владимир Высоцкий, “сколь веревочке ни вейся — все равно совьешься в кнут”. Чем волноваться, сели бы да послушали его “Разбойничью”: “Гонит неудачников по миру с котомкою. Жизнь течет меж пальчиков паутинкой тонкою…” Хорошая песня, душевная.

Оригинал статьи:

https://lt.sputniknews.ru/20210726/isteryat-zrya-ot-severnogo-potoka–2-vyigrayut-dazhe-baltiya-i-polsha-17760865.html
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий