Все заявления политиков относительно АЭС в Островце – фантомные боли из-за упущенных возможностей, страдания из-за своей недальновидности. Но теперь Вильнюс испытывает их и по отношению к транзиту белорусских нефтепродуктов, переориентированных на порты Ленобласти
Несмотря на ограничения, связанные с пандемией COVID-19, на строительной площадке Белорусской АЭС все работы продолжаются в штатном режиме, в соответствии с календарным графиком. Остается чуть больше месяца до завершения этапа опытно-промышленной эксплуатации первого энергоблока, в ближайшее время предстоит проведение комплекса динамических испытаний с выводом на 100-процентную мощность.
В конце апреля – начале мая инспекцию БелАЭС намерен провести Госатомнадзор республики. Если не будет выявлено никаких отклонений от штатных параметров, итогом проверки станет выдача регулирующим госорганом Белоруссии лицензии на промышленную эксплуатацию – первый энергоблок АЭС станет частью объединенной энергосистемы республики.
На втором энергоблоке 15 марта 2021 года была полностью завершена загрузка имитаторов тепловыделяющих сборок, один из основных подготовительных этапов к проведению гидравлических испытаний и циркуляционной промывки систем первого контура. После завершения этого этапа второй энергоблок начнут подготавливать к загрузке ядерного топлива и выводу реактора на минимальный контролируемый уровень.
Европейские эскапады вокруг БелАЭС
В то же время Литва пытается добиться введения односторонних дискриминационных мер Евросоюза против Москвы и Минска из-за строительства и ввода в эксплуатацию БелАЭС. 11 февраля 2021 года Европарламент принял резолюцию, требующую приостановить запуск станции “из-за опасений, связанных с ее безопасностью”. 4 ноября 2020 года, менее чем через сутки после начала опытной эксплуатации первого атомного энергоблока, литовский оператор системы электропередачи компания Litgrid, подчиняясь решениям парламента и правительства Литвы, прекратил поставки электроэнергии в коммерческом сечении Белоруссия – Литва. С 1 января 2021 года Литва вышла из соглашения стран – участниц БРЭЛЛ об аварийном резервировании мощностей.
Словесные эскапады европейских политиков разных стран и разного уровня ответственности, пожалуй, впервые за последнее время вошли в прямое противоречие с экспертными оценками проекта БелАЭС, которые дают органы ЕС, созданные специально для того, чтобы обеспечивать необходимый уровень безопасности на ядерных и радиационных объектах, расположенных на территории этой части света.
Европейские деятели отказываются признавать очевидное: если кто-то и заинтересован в том, чтобы БелАЭС строго соответствовала всем современным требованиям по уровню безопасности, то прежде всего это сама Белоруссия. Напомним, что территория этой республики в 1986 году пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС не меньше, чем территория Украины. Белоруссия уже несколько десятилетий устраняет радиационное заражение местности и предпринимает немалые усилия, чтобы восстановить экологию. Именно поэтому Белоруссия не остановилась на проверках строящейся станции со стороны только регулирующих госорганов Белоруссии и России и экспертов МАГАТЭ. В 2016 году Белоруссия добровольно присоединилась к европейской программе проведения стресс-тестов, реализацией которой занимается ENSREG (European Nuclear Safety Regulators Group, Европейская группа регулирующих органов в области ядерной безопасности). Именно добровольно – не имея никакого отношения к ENSREG, созданной ЕС при участии Евратома. Руководство Белоруссии считает, что никакая перестраховка при строительстве и эксплуатации АЭС лишней быть не может.
Европейская программа стресс-тестов в Белоруссии
Эксперты ENSREG проверяют документацию проекта возводимого энергоблока, состояние строительной площадки непосредственно на месте, в том числе состояние объединенной энергосистемы, в составе которой предстоит работать АЭС. Стресс-тесты на БелАЭС ENSREG провела в том же 2016-м, дополнительно оценив устойчивость станции к землетрясениям, наводнениям и экстремальным погодным условиям, а также наличие мер в случае долговременной потери электропитания и потери конечного поглотителя тепла. Необходимость проведения таких проверок стала очевидна после катастрофы на японской АЭС “Фукусима-1”. Итогом расследования ее причин стал набор так называемых постфукусимских требований по безопасности, разработанный МАГАТЭ.
ENSREG создана Евросоюзом в 2011 году и за прошедшие годы провела стресс-тесты для всех европейских АЭС. Добровольно согласились сотрудничать с ней и страны, не входящие в состав ЕС: Швейцария, Украина и Белоруссия. После того как ENSREG опубликовала официальный отчет о результатах стресс-тестов, Госатомнадзор Белоруссии в сотрудничестве с Министерством энергетики и РУП “Белорусская АЭС” разработали национальный план действий, согласованный с ENSREG и Еврокомиссией. В докладе ENSREG было подчеркнуто, что ее эксперты не обнаружили никаких критических недочетов и недоработок – их рекомендации касались только дополнительных мероприятий, необходимых для того, чтобы БелАЭС целиком и полностью соответствовала европейским нормативам. Именно на это и нацелена национальная программа действий, с полным текстом которой можно ознакомиться в открытом доступе на сайте Госатомнадзора.
В феврале этого года эксперты ENSREG снова побывали в Белоруссии – чтобы на месте ознакомиться с тем, как идет реализация национальной программы действий: это дополнительные станции для ведения сейсмических наблюдений, дополнительные соединения с энергосистемой Белоруссии и подстанции для обеспечения аварийного охлаждения реакторов на случай отключения собственной генерации и многое другое. Доклад о результатах этой проверки был опубликован ENSREG 5 марта 2021-го: “В предварительном докладе делается вывод, основанный на имеющейся информации и посещении объекта, что был достигнут прогресс в рассмотрении всех рекомендаций, касающихся приоритетных вопросов”. То же самое, но другими словами: “Наши рекомендации белорусами полностью ими учтены, намеченный план мероприятий выполняется, претензий и замечаний с нашей стороны нет”.
То, что доклад ENSREG внимательно изучен не только на уровне Евросоюза, убедительно доказывает заявление гендиректора МАГАТЭ Рафаэля Гросси от 17 марта: “Я хочу сказать очень важную вещь. Мы не нашли какой-либо причины, из-за которой эта станция не должна работать”. Заявление гендиректора МАГАТЭ можно считать “диагнозом профессионального сообщества” не только для специалистов, возводящих БелАЭС, но и для всех политиков, которые пытаются протестовать против ее строительства. Политики могут и дальше говорить что угодно, но никаких реальных, весомых причин для этих протестов нет.
Весь нездоровый ажиотаж, раздуваемый руководством Литвы, – это не политика, а политиканство, и не более. Настоящие причины, из-за которых Литва и ее единомышленники в ЕС пытаются давить на Белоруссию, связаны с чем угодно, только не с реальной заботой о безопасности БелАЭС. То, что наибольшую активность проявляет именно Литва, – это своеобразное проявление ее комплекса неполноценности, основанного на откровенных зависти и досаде за ошибки, допущенные ее же руководителями. Согласившись на требование Евросоюза об остановке Игналинской АЭС, проектный срок работы которой заканчивался только в 2029 году, Литва сама лишила себя энергетической независимости и безопасности. В те годы, когда Игналинская АЭС производила электроэнергию, Литва экспортировала ее в Латвию, Эстонию и даже какое-то время в Белоруссию, а после остановки Игналинской АЭС Литва на 70 процентов зависит от импорта электроэнергии. Руководство Литвы не смогло обеспечить финансирование проекта Висагинской АЭС, никаких изменений нет и не предвидится – республика самостоятельно не способна обеспечить спрос собственных потребителей на электроэнергию.
“Какая боль, какая боль…”
После того как Белоруссия вынуждена была прекратить поставки электроэнергии своей соседке по географической карте, резко нарастила объем поставок электроэнергии в Латвию и в Эстонию “Интер РАО” – госкомпания России, имеющая монопольные права на экспорт электроэнергии. Литва, входящая в состав энергетической биржи NordPool, вынуждена действовать в рамках правил этой биржи – теперь российская электроэнергия поступается в энергосистему Литвы не через Белоруссию, а через Латвию. Выйти из состава NordPool Литва не может – в этом случае она останется без поставок электроэнергии как из Латвии, так и из Швеции по энергокабелю Nord Balt (Швеция тоже входит в NordPool).
Так что все заявления литовских политиков относительно БелАЭС – это фантомные боли Литвы из-за упущенных возможностей, страдания из-за своей недальновидности. При этом очевидно, что изменить стиль “сотрудничества” с соседями за пределами ЕС руководство Литвы неспособно. Разумеется, все решения эта независимая республика принимает самостоятельно, только в результате количество фантомных болей не уменьшается, а растет – теперь Литва испытывает их и по отношению к транзиту белорусских нефтепродуктов, переориентированных на порты Ленобласти. Независимость, как мы видим, бывает разной, в том числе от здравого смысла.
Оригинал статьи.
https://lt.sputniknews.ru/columnists/20210330/14792801/K-BelAES-dobavilsya-tranzit-U-Litvy-zabolelo-v-drugom-meste.html