Все заявления политиков относительно АЭС в Островце – фантомные боли из-за упущенных возможностей, страдания из-за своей недальновидности. Но теперь Вильнюс испытывает их и по отношению к транзиту белорусских нефтепродуктов, переориентированных на порты Ленобласти
Несмотря на ограничения, связанные с пандемией COVID-19, на строительной площадке Белорусской АЭС все работы продолжаются в штатном режиме, в соответствии с календарным графиком. Остается чуть больше месяца до завершения этапа опытно-промышленной эксплуатации первого энергоблока, в ближайшее время предстоит проведение комплекса динамических испытаний с выводом на 100-процентную мощность.
В конце апреля – начале мая инспекцию БелАЭС намерен провести Госатомнадзор республики. Если не будет выявлено никаких отклонений от штатных параметров, итогом проверки станет выдача регулирующим госорганом Белоруссии лицензии на промышленную эксплуатацию – первый энергоблок АЭС станет частью объединенной энергосистемы республики.
На втором энергоблоке 15 марта 2021 года была полностью завершена загрузка имитаторов тепловыделяющих сборок, один из основных подготовительных этапов к проведению гидравлических испытаний и циркуляционной промывки систем первого контура. После завершения этого этапа второй энергоблок начнут подготавливать к загрузке ядерного топлива и выводу реактора на минимальный контролируемый уровень.
Европейские эскапады вокруг БелАЭС
![](https://geonrg.ru/wp-content/uploads/2021/03/aes-0211-1024x709.jpg)
В то же время Литва пытается добиться введения односторонних дискриминационных мер Евросоюза против Москвы и Минска из-за строительства и ввода в эксплуатацию БелАЭС. 11 февраля 2021 года Европарламент принял резолюцию, требующую приостановить запуск станции “из-за опасений, связанных с ее безопасностью”. 4 ноября 2020 года, менее чем через сутки после начала опытной эксплуатации первого атомного энергоблока, литовский оператор системы электропередачи компания Litgrid, подчиняясь решениям парламента и правительства Литвы, прекратил поставки электроэнергии в коммерческом сечении Белоруссия – Литва. С 1 января 2021 года Литва вышла из соглашения стран – участниц БРЭЛЛ об аварийном резервировании мощностей.
Словесные эскапады европейских политиков разных стран и разного уровня ответственности, пожалуй, впервые за последнее время вошли в прямое противоречие с экспертными оценками проекта БелАЭС, которые дают органы ЕС, созданные специально для того, чтобы обеспечивать необходимый уровень безопасности на ядерных и радиационных объектах, расположенных на территории этой части света.
Европейские деятели отказываются признавать очевидное: если кто-то и заинтересован в том, чтобы БелАЭС строго соответствовала всем современным требованиям по уровню безопасности, то прежде всего это сама Белоруссия. Напомним, что территория этой республики в 1986 году пострадала от катастрофы на Чернобыльской АЭС не меньше, чем территория Украины. Белоруссия уже несколько десятилетий устраняет радиационное заражение местности и предпринимает немалые усилия, чтобы восстановить экологию. Именно поэтому Белоруссия не остановилась на проверках строящейся станции со стороны только регулирующих госорганов Белоруссии и России и экспертов МАГАТЭ. В 2016 году Белоруссия добровольно присоединилась к европейской программе проведения стресс-тестов, реализацией которой занимается ENSREG (European Nuclear Safety Regulators Group, Европейская группа регулирующих органов в области ядерной безопасности). Именно добровольно – не имея никакого отношения к ENSREG, созданной ЕС при участии Евратома. Руководство Белоруссии считает, что никакая перестраховка при строительстве и эксплуатации АЭС лишней быть не может.
Европейская программа стресс-тестов в Белоруссии
Эксперты ENSREG проверяют документацию проекта возводимого энергоблока, состояние строительной площадки непосредственно на месте, в том числе состояние объединенной энергосистемы, в составе которой предстоит работать АЭС. Стресс-тесты на БелАЭС ENSREG провела в том же 2016-м, дополнительно оценив устойчивость станции к землетрясениям, наводнениям и экстремальным погодным условиям, а также наличие мер в случае долговременной потери электропитания и потери конечного поглотителя тепла. Необходимость проведения таких проверок стала очевидна после катастрофы на японской АЭС “Фукусима-1”. Итогом расследования ее причин стал набор так называемых постфукусимских требований по безопасности, разработанный МАГАТЭ.
ENSREG создана Евросоюзом в 2011 году и за прошедшие годы провела стресс-тесты для всех европейских АЭС. Добровольно согласились сотрудничать с ней и страны, не входящие в состав ЕС: Швейцария, Украина и Белоруссия. После того как ENSREG опубликовала официальный отчет о результатах стресс-тестов, Госатомнадзор Белоруссии в сотрудничестве с Министерством энергетики и РУП “Белорусская АЭС” разработали национальный план действий, согласованный с ENSREG и Еврокомиссией. В докладе ENSREG было подчеркнуто, что ее эксперты не обнаружили никаких критических недочетов и недоработок – их рекомендации касались только дополнительных мероприятий, необходимых для того, чтобы БелАЭС целиком и полностью соответствовала европейским нормативам. Именно на это и нацелена национальная программа действий, с полным текстом которой можно ознакомиться в открытом доступе на сайте Госатомнадзора.
В феврале этого года эксперты ENSREG снова побывали в Белоруссии – чтобы на месте ознакомиться с тем, как идет реализация национальной программы действий: это дополнительные станции для ведения сейсмических наблюдений, дополнительные соединения с энергосистемой Белоруссии и подстанции для обеспечения аварийного охлаждения реакторов на случай отключения собственной генерации и многое другое. Доклад о результатах этой проверки был опубликован ENSREG 5 марта 2021-го: “В предварительном докладе делается вывод, основанный на имеющейся информации и посещении объекта, что был достигнут прогресс в рассмотрении всех рекомендаций, касающихся приоритетных вопросов”. То же самое, но другими словами: “Наши рекомендации белорусами полностью ими учтены, намеченный план мероприятий выполняется, претензий и замечаний с нашей стороны нет”.
То, что доклад ENSREG внимательно изучен не только на уровне Евросоюза, убедительно доказывает заявление гендиректора МАГАТЭ Рафаэля Гросси от 17 марта: “Я хочу сказать очень важную вещь. Мы не нашли какой-либо причины, из-за которой эта станция не должна работать”. Заявление гендиректора МАГАТЭ можно считать “диагнозом профессионального сообщества” не только для специалистов, возводящих БелАЭС, но и для всех политиков, которые пытаются протестовать против ее строительства. Политики могут и дальше говорить что угодно, но никаких реальных, весомых причин для этих протестов нет.
Весь нездоровый ажиотаж, раздуваемый руководством Литвы, – это не политика, а политиканство, и не более. Настоящие причины, из-за которых Литва и ее единомышленники в ЕС пытаются давить на Белоруссию, связаны с чем угодно, только не с реальной заботой о безопасности БелАЭС. То, что наибольшую активность проявляет именно Литва, – это своеобразное проявление ее комплекса неполноценности, основанного на откровенных зависти и досаде за ошибки, допущенные ее же руководителями. Согласившись на требование Евросоюза об остановке Игналинской АЭС, проектный срок работы которой заканчивался только в 2029 году, Литва сама лишила себя энергетической независимости и безопасности. В те годы, когда Игналинская АЭС производила электроэнергию, Литва экспортировала ее в Латвию, Эстонию и даже какое-то время в Белоруссию, а после остановки Игналинской АЭС Литва на 70 процентов зависит от импорта электроэнергии. Руководство Литвы не смогло обеспечить финансирование проекта Висагинской АЭС, никаких изменений нет и не предвидится – республика самостоятельно не способна обеспечить спрос собственных потребителей на электроэнергию.
“Какая боль, какая боль…”
![](https://geonrg.ru/wp-content/uploads/2021/03/strommast-2280661_1280-1024x768.jpg)
После того как Белоруссия вынуждена была прекратить поставки электроэнергии своей соседке по географической карте, резко нарастила объем поставок электроэнергии в Латвию и в Эстонию “Интер РАО” – госкомпания России, имеющая монопольные права на экспорт электроэнергии. Литва, входящая в состав энергетической биржи NordPool, вынуждена действовать в рамках правил этой биржи – теперь российская электроэнергия поступается в энергосистему Литвы не через Белоруссию, а через Латвию. Выйти из состава NordPool Литва не может – в этом случае она останется без поставок электроэнергии как из Латвии, так и из Швеции по энергокабелю Nord Balt (Швеция тоже входит в NordPool).
Так что все заявления литовских политиков относительно БелАЭС – это фантомные боли Литвы из-за упущенных возможностей, страдания из-за своей недальновидности. При этом очевидно, что изменить стиль “сотрудничества” с соседями за пределами ЕС руководство Литвы неспособно. Разумеется, все решения эта независимая республика принимает самостоятельно, только в результате количество фантомных болей не уменьшается, а растет – теперь Литва испытывает их и по отношению к транзиту белорусских нефтепродуктов, переориентированных на порты Ленобласти. Независимость, как мы видим, бывает разной, в том числе от здравого смысла.
Оригинал статьи.
https://lt.sputniknews.ru/columnists/20210330/14792801/K-BelAES-dobavilsya-tranzit-U-Litvy-zabolelo-v-drugom-meste.html