Судостроение для государства трех океанов и 11 морей не может не быть государственной, стратегической отраслью. И развиваться она должна синхронно, в едином комплексе с нарастающим объемом внутренней переработки энергетических ресурсов, чтобы с продукцией нефте- , газо-, углехимии не возникало тех проблем, которые у нас имеются в настоящее время.
Статистика — наука злобная: переориентация поставок российской нефти с запада на восток утроила прибыли кипрских и греческих компаний-судовладельцев, обеспечивших нам фрахт своих танкеров по тройной же ставке — вторичные санкции, сплошной риск, будьте добры доплатить или пошли вон, альтернатив у вас все равно нет. Ровно те же соображения, как ни странно, касаются еще и наших аграриев — перевозка того же зерна тоже идет не на собственных, а на зафрахтованных чужих судах.
России нужен торговый флот, господа, дамы и товарищи — считайте это стоном души, который я бы очень хотел, чтобы услышали многие.