С 1994 по 2016 год часть акционерного капитала Gasum принадлежала “Газпрому”, российские и финские специалисты вместе разрабатывали и реализовывали проекты по развитию распределительной сети на территории Финляндии
Как и анонсировалось ранее, утром 21 мая 2022 года “Газпром” приостановил поставки природного газа финской компании Fortum. Именно приостановил — слова в официальном сообщении российского газового концерна подбираются с аккуратностью на уровне квалифицированной дипломатической службы. “Газпром” действует в соответствии с указом Владимира Путина от 31 марта этого года, а в тексте указа речь идет только о смене валюты платежа, а не о необходимости прекращения действующих контрактов. Так что контракт о поставках газа, подписанный “Газпромом” и Gasum в декабре 2015 года, продолжается. Срок его действия на сегодняшний день никто не пересматривал, время его завершения — декабрь 2031 года. Найдет Gasum возможность оплачивать поставки в российских рублях — “Газпром” автоматически продолжит выполнять свои обязательства. Правда, руководство финской компании уже успело заявить, что в ближайшем будущем намерено подать иск в арбитражный суд по поводу того, что “Газпром” якобы не исполняет условия договора, но вряд ли такой иск имеет перспективы. Российский концерн действует на основании действующего российского законодательства, указ президента России вступил в силу, а подобного рода обстоятельства в практике международных договоров всегда относятся к “обстоятельства непреодолимой силы”, к форс-мажору. Разумеется, в ответ на заявление Gasum ответил симметрично — готов отстаивать свои интересы в любом суде, но на день написания статьи никаких “юридических” новостей от газовых компаний России и Финляндии не поступало.
Европейский партнер №3
В качестве исторической справки стоит отметить, что Финляндия в 1971 году была третьей по счету европейской страной, чья компания (на тот момент это была Neste, ее преобразование в Fortum произошло в 1998 году) подписала контракт с объединением “Союзнефтеэкспорт”. Поставки газа финским потребителям начались в 1974 году по специально для этого построенному магистральному газопроводу “Ленинград — Выборг — Госграница”. Объем поставок рос синхронно с расширением газотранспортной системы: была построена не только вторая очередь упомянутого МГП, но и новые – “Грязновец — Ленинград I” и “Ленинград — Грязновец II”.
С 1994 по 2016 год часть акционерного капитала Gasum принадлежала “Газпрому”, российские и финские специалисты вместе разрабатывали и реализовывали проекты по развитию распределительной сети на территории Финляндии. Однако в 2015 году Финляндия имплементировала в свое законодательство положения Третьего энергопакета ЕС, после чего “Газпром” продал свои акции правительству этой страны. Тем не менее отношения российского и финского газовых концернов до последнего времени оставались исключительно конструктивными. Достаточно напомнить, что в декабре 2021 года, то есть к полувековому юбилею договорных отношений, общий объем поставок советского и российского газа в эту небольшую страну составил 130 миллиардов кубометров — весьма солидная цифра. “Газпром” действительно высоко ценил отношения с финскими партнерами — достаточно напомнить, что до последнего времени стоимость российского газа для Gasum была такой же, как и для компаний Германии, хотя объем поставок в Финляндию был в десятки раз ниже.
“Криогаз-Высоцк” — это не про рубли
Отказ Gasum от оплаты газа в рублях многими СМИ был подан как чрезвычайно значимое событие, но стоит обратить внимание на реальные факты — и становится очевидно, что в этом вопросе все далеко не однозначно. Газовая генерация электроэнергии в Финляндии занимает скромные пять процентов, из необходимого для этого объема газа “Газпром” поставлял около 70 процентов, что никогда, даже в самые суровые зимы, не превышало пяти миллиардов кубометров в год, а, к примеру, в прошлом году было поставлено всего 1,4 миллиарда кубометров. Вывод вполне очевиден: приостановка трубопроводных поставок в Финляндию не является чем-то значимым для “Газпрома”, а для Финляндии компенсация этих поставок — задача не самой глобальной сложности. Напомню, что российский газ никуда с финского рынка не исчезнет: с момента начала эксплуатации среднетоннажного СПГ-завода “Криогаз-Высоцк” действует долгосрочный контракт на ежегодную поставку 300 тысяч тонн российского СПГ — 400 миллионов кубометров в пересчете на газ в его обычном состоянии.
Новый региональный газовый рынок Евросоюза
Очевидный “запасной аэродром” для финских потребителей — запущенный в январе 2020 года магистральный газопровод Balticconnector, соединивший газовые системы Финляндии и Эстонии. Из 300 миллионов евро сметной стоимости этой газовой магистрали более 210 миллионов составили инвестиции из общего бюджета Евросоюза — проект Balticconnector европейскими политиками анонсировался как еще одна часть “священной войны за обретение независимости от российского газа”. Правда, в прошедшее время такая риторика не могла вызвать ничего, кроме улыбки — и Эстония, и Финляндия весь спрос на природный газ удовлетворяли за счет поставок из России.
“Газпром” никогда не протестовал против проекта Balticconnector— напротив, российский концерн с одобрением отнесся к его реализации. Дело в том, что гранитные грунты Финляндии не дают возможности построить на ее территории подземное хранилище газа, то есть на протяжении 46 лет эта страна в самом буквальном смысле “зависела от российской газовой трубы”. К чести советских, российских и финских специалистов — за все эти годы не было ни одной крупной аварии, ни одного случая перебоев с поставками. C вводом Balticconnector с технической точки зрения ситуация значительно смягчилась: газовая система Эстонии по сети магистральных газопроводов с советских времен соединена с газовой системой Латвии, где в местечке Инчукалнс расположено единственное в регионе крупное ПХГ с таким же названием.
Годовая мощность Balticconnector составляет 2,5 миллиарда кубометров, но тут важно помнить, что это общая мощность интерконнектора, то есть в год по Balticconnector способен поставить из Эстонии в Финляндию 1,25 миллиарда кубометров и еще столько же — в обратном направлении. Если предположить, что латвийская компания Latvijas Gāze не будет возражать против оплаты российского газа в российских рублях, то Финляндия может получить весьма основательный “газовый костыль” — Латвия теоретически способна поставить своей северной соседке объем газа, вполне сопоставимый с объемом прямых поставок из России в Финляндию в 2021 году.
Что позволяет подозревать, что будет реализован именно такой вариант? Только косвенные факты. Latvijas Gāze на сегодняшний день не отметилась никакими громкими заявлениями — ни о том, что согласна работать по алгоритму, предусмотренному указом президента России, ни о том, что отказывается от него. Еще один небольшой нюанс — “Газпрому” принадлежат 34 процента акций Latvijas Gāze. Кроме того, с 1 января 2020 года в Евросоюзе официально зарегистрирован и действует новый региональный газовый рынок, в состав которого вошли Латвия, Эстония и Финляндия, — нет никаких бюрократических препон для того, чтобы российский газ пришел в Финляндию с юга, рассчитаться с латвийской компанией финны вполне могут в любой валюте: в евро, долларах, тугриках или в вонах. Тогда вся картинка выглядит крайне лапидарно: Финляндия предваряет свою заявку о вступлении в НАТО эффектным антироссийским жестом, при этом практически не нанося собственной энергетике существенного урона.
В 2018 году Gasumвыкупила акции норвежской компании, имевшей на тот момент несколько долгосрочных контрактов на приобретении СПГ у норвежских производителей: часть территории Финляндии не газифицирована за счет общей распределительной системы, ряд населенных пунктов получает природный газ в автономном режиме. Этот “канал”, контракт с “Криогаз-Высоцк”, возможные поставки из Латвии — вот, судя по всему, три источника газового благополучия Финляндии после приостановки прямых поставок от “Газпрома”.
АЭС “Олкилуото” — технотриллер XXI века
Кроме того, есть у Финляндии и еще один “костыль” — атомный. 21 декабря 2021 года был выведен на минимальный контролируемый уровень реактор EPR-1600 на АЭС “Олкилуото”. Французская технология, “незначительный” срок опоздания всего в 13 лет, крохотное — двукратное — превышение начальной сметной стоимости… Проект третьего энергоблока АЭС “Олкилуото” стал настоящим анекдотом в истории мировой атомной энергетике, но правительство Финляндии вполне могло рассчитывать на то, что этот реактор начнет работать в промышленном режиме уже в этом году. Собственно говоря, государственный регулятор этой страны зимой нынешнего года был уверен, что на проектную мощность реактор выйдет уже в июне, вот только блистательные французские атомщики уже успели сообщить, что “срок перенесен вправо”. Тем не менее если эти франко-финские калики перехожие сумеют в этом году выполнить задуманное, то финский энергобаланс вполне может быть спасен, нам остается следить за развитием этого замечательного технотриллера.
“Тепло ли тебе, девица?”
В том случае, если все пройдет благополучно для Финляндии, нерешенным останется только одна серьезная проблема, связанная с тем, что природный газ — не только энергетический ресурс, но и сырье для химической промышленности. В Финляндии имеются два нефтеперерабатывающих завода, принадлежащие компании Neste, и на обоих для производства бензина используется водород, который вырабатывается именно из природного газа. Комментариев от Neste пока не было, а вот новости о том, что Финляндия совместно с Эстонией ищут возможность арендовать плавучий регазификационный терминал, — уже поступают. Впрочем, новости эти пока на уровне слухов о том, что переговоры с неназванными владельцами таких терминалов начаты, что вроде бы к концу текущего года все может получиться, что годовая аренда может стоить от 10 до 60 миллионов евро. Посмотрим, конечно, чем все это закончится — по крайней мере, это достаточно забавно. Забавно еще и потому, что в этой статье речь шла о генерации только электрической энергии, а для Финляндии, как далеко не самой тропической страны, большое значение имеет и энергия тепловая — если верить сказкам, то Санта-Клаус обитает именно в Лапландии.
Оригинал статьи:
https://lt.sputniknews.ru/20220525/otnosheniya-ne-proshli-proverku-rublem-chto-budet-s-finlyandiey-bez-gazproma-23305717.html