О перипетиях энергетического кризиса в Европе в последнее время не говорит только ленивый. Действительно, поговорить есть о чём – цены выросли до какого-то невероятного для этой части света уровня, на что были объективные причины.
Холоднее обычного оказался предыдущий отопительный сезон; холодной была весна, из-за чего позже начался период закачки газа в подземные хранилища. Необычно жаркое лето сопровождалось приходом штиля. В итоге, несмотря на то, что европейские страны продолжают наращивать объёмы ввода ветряных электростанций (ВЭС), в 2021 году ветроэнергетика показала снижение объёмов выработки электроэнергии по сравнению с прошлогодними показателями на 10 – 15%.
Даже этот разброс в прогнозных оценках наглядно показывает, что такое солнечная и ветряная генерация, которую правильнее называть альтернативной прерывистой.
- Стоит хорошая погода: светит солнышко и дуют подходящей силы ветра — улыбается Грета Тумберг; тучи и штиль — и Грете уже не до улыбок, поскольку сначала нос от угольной пыли оттереть надобно.
К вышеперечисленному добавились и другие факторы, подстегнувшие рост газовых цен. Так, на очередную ступень снизился объём добычи на Гронингенском уникальном газовом месторождении. Правительство Голландии предупреждало, что будет снижать квоты добычи на 8 млрд кубометров в год, и в 2021 году этот процесс шёл строго по календарному графику. Норвегия тоже подкачала, объявив плановый ремонт на своих морских газовых месторождениях.
При всём этом экономика Европы в 2021 году начала приходить в себя после пандемийного нокдауна, что повлекло за собой рост спроса на электроэнергию.
1000 долларов за 1000 кубометров на спотовом рынке газа — цена, при которой неизбежно начинается конкурентная борьба между различными видами энергетических ресурсов. Мазутных электростанций в Европе осталось немного, погоды они не сделали, а вот уголь, что называется, ринулся в бой. Итоги этого «сражения» уже известны — в течение 2021 года объём угольной генерации в Евросоюзе вырос на 11%. Энергокризис развернулся в полном масштабе.
В Китае в сентябре 2021 года дело дошло до веерных отключений и режимного графика работы промышленных предприятий, не считая прочих прелестей. Причина — дефицит того самого угля в 23 провинциях из 30. Однако энергетический кризис в Китае повёл себя как демоны в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»: был, но самоликвидировался.
В Европе кризис продолжается, а Китае проблемы решены. Как такой фокус удался? Оказывается, центральное правительство в Китае настолько уверенно себя чувствует, что не испытывает никакого стеснения признаваться в допущенных им ошибках.
Именно это принципиально отличает Китай, который по-прежнему не отказывается от социалистического строя, хоть он зело отличается от социализма, построенного в СССР. Китайское правительство взяло, да и призналось: то, что под давлением международной клики борцов за пресловутую декарбонизацию энергетики за последние пять лет на территории Китая было закрыто более 500 шахт — ошибка, которую нужно немедленно исправлять, если не хотим «дать дуба» раньше срока.Незримой тенью над этой страной пронеслась тень Стаханова: Китай зафиксировал парочку исторических рекордов по объёмам добычи, один из которых — 12 млн тонн угля в день. 12 миллионов за сутки! Чтобы оценить этот масштаб, давайте вспомним, что в 2019 году, то есть до ковида, в России за год добыли 440 млн тонн. Другими словами, наш угольный год — это 40 угольных суток Китая. Европа на такое может смотреть, только открыв рот от удивления: отмобилизовать сотни тысяч людей, расконсервировать шахты, вернуть на место технику, мобилизовать железную дорогу и за месяц решить все проблемы!
Правительство Китая ошибку исправляло любыми способами, не только в авральном режиме восстанавливая добычу у себя, но и скупая весь уголь, до которого дотягивалась его рука. Нарастила поставки Россия, рывком хлынул в китайские закрома американский уголь.
Почему ничего подобного не может продемонстрировать Европа, где уже все эксперты согласились с тем, что раньше окончания отопительного сезона цены на энергоресурсы вниз не пойдут?
Потому, что принципы либеральной экономики здесь намертво внедрены и в энергетику. И отказаться от этой идеологии Европа не может — их политическое руководство свято верит в невидимую руку рынка, пусть та и превратилась в невидимую ногу, которая отвешивает ощутимые пендали. Китайцы, которые к такой же проблеме подошли совершенно иначе, показали, чего эти либеральная экономика с энергетикой стоят.
В сентябре цена на энергетические сорта угля взлетела с прошлогодних 70 долларов за тонну до почти 300. А после угольного рывка Китая улеглась в куда как более приемлемые 150 долларов.
Теперь пару слов про то, что будет происходить в Европе весной после отопительного сезона. Мы уже видим, как «схлопываются» предприятия, критически зависящие от стоимости природного газа. Уже остановился ряд заводов по производству азотных удобрений для сельского хозяйства. Но это только первая реакция. Мировой опыт показывает, что полный откат начинается через 6-8 месяцев. К этому времени завершится реализация складских запасов химических предприятий, металлургических заводов и так далее по всей производственной цепочке. Есть огромная вероятность того, что европейский экономический пейзаж станет похож на картины товарища Пикассо.
Цена газа и угля, стоимость электроэнергии откатятся вниз, зато без видимых причин начнётся рост цен на автомобильном рынке, на рынке химической продукции. К осени выяснится, что растут цены и на продовольствие; что в России придётся покупать не только пшеницу и другое зерно, но и колбасу с баварскими сосисками; что нужно, ломая язык, учиться выговаривать «Сыр костромской»…
Что мы видим, сравнивая энергетические кризисы в Европе и в Китае? В Китае – плановая экономика и государственное регулирование. Возможные ошибки признаются руководством и, пусть даже героически, но исправляются, причём максимально быстро. В Европе — торжество либерализма: государства не участвуют в непосредственной экономической деятельности, рынок всё решает сам.
Еврокомиссия, которая настойчиво внедряла целевую модель газового рынка, добилась успеха — многие европейские компании отказались от долгосрочных газовых контрактов, поверив в то, что все проблемы решат спотовые, форвардные и прочие фьючерсные торги, доступ к которым был максимально открыт для всех желающих. Двери открыли, и в них валом хлынули финансовые спекулянты разных масштабов, которые совершенно не понимают специфики торговли газом. И даже сейчас, когда всё более становится очевидно, что рост газовых цен является катализатором роста стоимости во всех отраслях промышленности, европейцы показывают полнейшее безволие.
В конце октября 2021 года Евросовет собрался на заседание поговорить про энергетику. Поговорили и предсказуемо никакого общего решения не выработали. Урсулла фон дер Ляйен наговорила дежурных слов о необходимости и дальше ростить инвестиции в поголовье СЭС и ВЭС, и в режиме Капитана Очевидность посоветовала всем национальным правительствам стран-членов ЕС придумать, как помочь их конечным потребителям. То есть сначала настойчивое навязывание европейским энергетическим компаниям отказа от долгосрочных контрактов как на транзит газа по магистральным трубопроводам, так и на поставки газа извне ЕС, а потом — «вы там свои проблемы как-то сами порешайте, и продолжим дружное движение дальше, к полному либеральному экономическому счастью». В этом — отличие европейского подхода к решению энергетических проблем от китайского.
Если упрощённо, то выход из кризиса в Китае и Европе выглядел следующим образом. Центральное руководство Китая: «да, мы ошиблись, но мы приложим максимум усилий для устранения всех последствий и не повторим впредь». Европа: «если факты противоречат теории — горе фактам».
Зато Грета будет довольна, и со всех высоких (и не очень) трибун мы будем иметь возможность продолжать все те же мантры: даёшь борьбу с глобальными изменениями климата, даёшь Парижское соглашение по климату, даёшь энергопереход и так далее…
Если коротко, то больной перед смертью продолжает потеть.
Оригинал статьи:
https://zen.yandex.ru/media/dbk/uroki-energeticheskogo-krizisa-2021-goda-v-evrope-i-kitae-rynochnaia-ekonomika-protiv-planovoi-621382c45eb09d44fbce321c?&