Политика или бюрократия? Почему приостановили сертификацию Nord Stream2 AG

26 сентября 2021 года Федеральное сетевое агентство Германии приостановило процедуру сертификации швейцарской компании Nord Stream2 AG в качестве независимого сетевого оператора магистрального газопровода “Северный поток – 2”

Причина – неполное соответствие этой процедуры требованиям действующего законодательства ФРГ, в соответствии с которым необходима регистрация дочерней компании Nord Stream2 AG в Германии. В том случае, если эта дочерняя компания станет владельцем немецкой части СП-2 (та часть газовой магистрали, которая проложена в территориальных водах Германии), ФСА сможет продолжить процедуру без риска нарушить законы своего государства. Разумеется, в заявлении ФСА ничего не сказано по поводу того, что требование о регистрации дополнительного юридического лица появилось только в конце октября, спустя один месяц и три недели после того, как была начата процедура сертификации.

Дебют применения измененного Третьего энергопакета

Но в данном случае читать между строк несложно. Сертификация идет на основании изменений и дополнений к Газовой директиве Третьего энергопакета ЕС, которые были приняты Советом Европы в мае 2019 года и ратифицированы парламентом Германии в ноябре того же года. Изменения совершенно новые, достаточно существенные, ФСА работает на их основании впервые в своей практике. Косвенное подтверждение того факта, что это ошибка со стороны ФСА, – отсутствие нареканий по этому поводу в адрес как самой Nord Stream2 AG, так и в адрес ее единственного акционера, концерна “Газпром”.

Напомню, что пакет документов, который необходим для корректного оформления заявки о сертификации, Nord Stream2 AG подала на рассмотрение ФСА в июне месяце, и только в сентябре, через два месяца, ФСА сообщила, кто заявка принята к рассмотрению. Но этого времени оказалось недостаточно для того, чтобы юристы ФСА обнаружили несоответствие поданной заявки новым положениям немецкого законодательства. Своеобразная форма “извинения” со стороны ФСА – то, что процедура сертификации именно приостановлена, а не прервана. Очевидно, что в том случае, если бы ошибка была допущена со стороны Nord Stream 2 AG, реакция ФСА была бы куда жестче, что-то вроде “Вы неверно оформили заявку, регистрируйте дочернюю компанию в немецкой юрисдикции и подавайте заявку уже от его имени”. Ничего подобного мы не видим, то есть ФСА действительно признает, что никакой вины швейцарской компании в неверном оформлении оно не усматривает. Вот таким оказался “дебют” изменений Газовой директивы – первый блин получился несколько комковатым.

Выводы, на мой взгляд, совершенно очевидны. Совершенно правы все, кто заявлял, что приостановка процедуры сертификации не имеет никакой политической подоплеки, что это сугубо бюрократическая проблема, не имеющая критического значения. Абсолютно не правы те, кто пытался притянуть за уши геополитические, политические и какие угодно еще причины, как не правы и те, кто пытается уверять, что ФСА и Nord Stream2 AG обязаны были предусмотреть все эти новые нюансы европейского и немецкого законодательства. Ни у ФСА, ни у “Газпрома” нет и не может быть опыта работы в новых с юридической точки зрения условиях: ничего подобного не было при сертификации всех предыдущих российско-европейских магистральных газопроводов, “Ямал – Европа” и “Северный поток” строились и вводились в эксплуатацию при совершенно другом законодательстве, на основании которого работает ФСА. Дополнительный вывод: оказывается, не только в России господа чиновники и бюрократы могут совершать ошибки, члены “всемирного бюрократического профсоюза” и в Европе тоже не безгрешные ангелы.

Попытка провокации не удалась

И вот на этом фоне немецкая Handelsblatt опубликовала откровенно провокационную статью, суть которой сводилась к тому, что “Газпром” якобы “вполне может начать поставки газа по СП-2, не дожидаясь сертификации”. Ничего страшного, ведь штраф за такое нарушение – ничтожный миллион евро, сущие пустяки. Но провокация не удалась, ее авторы не дождались никакой реакции со стороны “Газпрома”. Слишком очевиден призыв в адрес российского концерна поступить так, чтобы нарушение одного из положений соглашения Германии и США, подписанного Ангелой Меркель и Джо Байденом, было максимально ярким и откровенно наглым.

Вот одно из положений этого соглашения:

“Германия подчеркивает, что она будет соблюдать букву и дух Третьего энергетического пакета в отношении “Северного потока – 2″ под юрисдикцией ФРГ”.

Начало поставок газа до полной сертификации – это не миллион в качестве штрафа, это прямым текстом сделанное заявление: “Господа американцы, мы просим вас ввести любые санкции, чтобы СП-2 уже никогда не был введен в эксплуатацию”. С учетом огромного количества противников проекта СП-2 как сам “Газпром”, так и все его европейские партнеры заинтересованы только в одном – в процедуре сертификации Nord Stream 2 AG должны быть соблюдены не то что буквы, а запятые и кавычки Третьего энергопакета. Ни на секунду нельзя забывать, что после того, как ФСА выработает проект решения по заявке Nord Stream 2 AG, этот проект будет отправлен на дополнительную проверку в Европейскую комиссию. Чтобы предсказать придирчивость этой проверки брюссельскими чиновниками, Нострадамусом быть не требуется – резко отрицательный настрой по отношению к СП-2 в столице Евросоюза прекрасно известен. Так что предлагаю констатировать: провокация, которую пытались запустить авторы названной выше статьи, не прошла.

Целевая модель европейского газового рынка. Осень 2021 года

Итак, одну и, пожалуй, главную причину того, что ни “Газпром”, ни европейские компании, инвестировавшие свои средства в строительство СП-2 и всех его сухопутных продолжений, не высказывают претензий, мы видим без напряжения. Их общий интерес – в том, чтобы ФСА не пропустила ни одной буквы, ни одной запятой из новых требований Третьего энергопакета, поскольку только такая самозабвенная влюбленность может послужить гарантией от того, чтобы США снова не завели свою заунывную мелодию “Вы будете смеяться, но мы вводим новые санкции против СП-2”.

Но есть и вторая причина, сугубо экономическая, из-за которой многие из компаний – инвесторов в СП-2 и его продолжения ведут себя крайне дисциплинированно. С 2010 года Еврокомиссия прилагает максимум усилий для того, чтобы разработанная ею “Целевая модель европейского газового рынка” (далее – ЦМЕГР) была реализована во всех странах – членах ЕС целиком и полностью.

Основное содержание ЦМЕГР незамысловато:

“Скажем твердое “нет” долгосрочным контрактам поставки и долгосрочным транзитным договорам! Заменим их прекрасными спотовыми торгами, которые приведут Европу к торжеству либеральной экономики! Долой привязку цены на газ к стоимости нефтяной корзины!”

Компании, имеющие на руках долгосрочные контракты с “Газпромом”, на эти лозунги не откликнулись, сам “Газпром” предпочитает предсказуемость своего бизнеса попыткам получить сиюминутную выгоду. Но внутри ЕС подавляющее большинство потребителей газа согласились с замечательным предложением Еврокомиссии и действительно приобретают газ на спотовых площадках – по тем самым ценам, которые мы наблюдаем на протяжении осени 2021 года. По оценке “Газпрома”, средняя стоимость тысячи кубометров газа, поставляемого в Европу по долгосрочным контрактам, за первые три квартала этого года составила 269,6 доллара США. Именно по таким ценам получают российский газ крупнейшие партнеры “Газпрома” и, выставляя его на спотовые торги, реализуют уже по цене около 1000 долларов за ту же тысячу кубометров. Изменить эту ситуацию, снизить уровень цен на спотовых площадках, по солидарному мнению всех экспертов отрасли, может только одно – ввод в эксплуатацию СП-2, но что происходит с этой процедурой, мы только что рассмотрели. Если коротко, то именно изменения Третьего энергопакета, принятые в 2019 году, и есть главная причина невероятно высокого уровня цен природного газа на европейском газовом рынке осенью, а теперь уже и зимой 2021 года.

Парадокс очевиден: требуя соблюдать ту самую букву Третьего энергопакета, Еврокомиссия наказывает всех европейских потребителей, среди которых стремительно растет пресловутый показатель “энергетической бедности”. Но признать собственную ошибку Еврокомиссия не способна, предпочитая демонстрировать невероятное упрямство, а протестов по этому поводу мы пока ни в одной стране ЕС не наблюдаем. И европейские долгосрочные партнеры “Газпрома” вполне удовлетворены такой ситуацией: тщательно соблюдая европейское законодательство, в этот отопительный сезон они вполне могут получить прибыль, сопоставимую с объемом сделанных ими инвестиций в строительство СП-2 и его сухопутных продолжений.

Это ведь тоже не секрет: инвестировали в СП-2 и газопроводы по территории стран Европы прежде всего те европейские компании, кто давно и на взаимовыгодных условиях сотрудничает с “Газпромом”. Не эти компании и не “Газпром” привели европейский газовый рынок в его нынешнее состояние, не они настаивали на ограничениях и санкциях в отношении СП-2. Их инвестиции в новые газовые магистрали не работают и не будут работать до того момента, пока по СП-2 не пойдет газ, но решения, принятые и реализованные Еврокомиссией, позволяют компенсировать эти вложения уже сейчас, когда СП-2 продолжает ждать завершения всех бюрократических процедур. И нет ни одной причины, чтобы все инвесторы отказались от такой возможности – ничего личного, просто бизнес.

Спокойствие, только спокойствие

Разумеется, со стратегической точки зрения “Газпрому” выгодно, чтобы СП-2 был введен в эксплуатацию как можно быстрее, вот только никаких возможностей ускорить этот процесс у “Газпрома” нет и быть не может. Российский концерн соблюдает европейское законодательство и ведет свою деятельность в строгом соответствии с ним. Это аксиома, но вот некоторые выводы из нее могут показаться весьма неожиданными.

На сайте компании “Газпром Экспорт” без труда можно найти названия крупнейших европейских компаний – партнеров нашего газового концерна по каждой стране. Как пример – Германия, где такими партнерами являются Uniper Global, WIEH, Wingas, VNG AG и Shell Energy. Из пяти компаний четыре – инвесторы СП-2, но и это еще не все. Рекомендую самостоятельно изучить вот это сообщение “Газпрома” и не менее самостоятельно сделать соответствующие выводы. Свои выводы уже делают финансовый и плановый отделы “Газпрома”, которые дважды пересматривали инвестиционный план концерна на 2022 год в сторону его увеличения. Согласитесь – акционерный состав компаний WIEH и Wingas вполне позволяет “Газпрому” терпеливо ждать завершения процедуры юридической сертификации “Северного потока – 2”.

Оригинал статьи:

https://lt.sputniknews.ru/20211206/politika-ili-byurokratiya-pochemu-priostanovili-sertifikatsiyu-nord-stream2-ag-20324526.html
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий