Закат “эры Гронингена”: Европа выскальзывает из газовых объятий США ради РФ

2021 год, как показывают факты, становится решающим для реализации сразу нескольких проектов, осуществляемых на европейском газовом рынкеЗавершение строительства магистрального газопровода “Северный поток – 2” обеспечит и введение в эксплуатацию всех трубопроводов, построенных как его сухопутные продолжения: EUGAL, Capacity4Gas, MEGAL и MEGAL Suide. NEAGAL Suide – магистраль, которая приведет российский газ до конечной точки – газового хаба СЕН, который мы привыкли называть “Баумгартен”. Осенью 2021 года “Балканский поток”, продолжение первой нитки “Турецкого потока”, пройдя 403 километра по территории Сербии, выйдет на границу Венгрии. Оператор газотранспортной системы Венгрии, компания FGSZ, летом 2020 года утвердила окончательное инвестиционное решение о строительстве продолжения “Балканского потока” по своей территории. Принимать российский газ из Сербии Венгрия будет готова уже в октябре 2021 года, и готов к этому будет не только “Балканский поток”: 5 июня 2021 года Венгрия подписала новый контракт с “Газпромом”, который начнет действовать в сентябре, срок действия – 15 лет. Подробности условий договора министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто на пресс-конференции, посвященный его подписанию, не сообщил. Удивляться такой скрытности не приходится – уж слишком накалена обстановка вокруг российско-европейского сотрудничества в газовой отрасли. Напомню, что Венгрия входит в состав “Вышеградской четверки”, в которой активную роль играет Польша, – вполне возможно, что болезненной реакции политиков этой страны господин Сийярто и избегал. И у него все получилось: польские политики теперь крайне заняты проблемой приостановки строительства МГП Baltic Pipe из-за экологических проблем, выявленных государственными органами Дании. Однако найти информацию о том, как идет работа по продолжению “Балканского потока” на территории Венгрии, тоже крайне затруднительно, а комментарий Петера Сийярто был предельно лаконичен: “Работы ведутся”. Так или иначе, но уже вполне очевидно, что “Балканский поток” доберется и до Словении – последнего этапа до соединения с газотранспортной системой Австрии, которая и обеспечит поступление российского газа по “Турецкому” и “Балканскому” потокам до конечной точки маршрута – хаба СЕН.

Газовый триумвират – на смену “эре Гронингена”

Газовый хаб СЕН, таким образом, станет центральным пунктом для российско-европейского газового кольца, размахнувшегося от Балтийского моря до Черного. Удивительно, но из-за ажиотажа, царящего вокруг проблем, возникающих при строительстве “Северного потока – 2”, практически незамеченным остается факт приближающегося окончания реализации самого масштабного проекта сотрудничества России и Европы в газовой отрасли. Газовое кольцо такого масштаба, оснащенное интерконнекторами, соединенное с целой сетью подземных хранилищ газа, – это новый уровень энергообеспеченности и энергобезопасности всей Европы. Это обеспечивает и больший уровень самостоятельности Евросоюза, и недовольство США относительно СП-2 – не более, чем прикрытие того, что заокеанским политикам не нравится именно вот этот рост независимости ЕС. В энергетической отрасли Европы по завершении строительства газового кольца появятся два несомненных лидера – Германия и Австрия. Германия только что объединила два своих газовых хаба в единый THE (Trading Hub Europe), поставки российского газа по СП-2 увеличат объемы торгов и позволят победить основного конкурента – газовый хаб TTF на территории Голландии. Победа, конечно, сугубо экономическая, но весьма значимая: Германия, на долю которой приходится четверть спроса ЕС на природный газ, получит в свое распоряжение действенный механизм формирования цен во всей Северной Европы (именно так определяют Германию и “прилегающие” страны Еврокомиссия). Австрийский СЕН по завершении строительства газового кольца имеет возможность стать крупнейшим и наиболее влиятельным в Центральной Европе. Лидерство это будет обеспечено физическими поставками российского газа, так что пусть условно, но можно считать, что заканчивающаяся на европейском газовом рынке “эра Гронингена” у нас на глазах плавно перетекает в “эру газового триумвирата Германия – Австрия – Россия”. Если не забывать об этом, то становится куда как более понятным поведение не только Штатов, но и той же Польши и прочих американских сателлитов в Европе: ЕС “выскальзывает” из объятий США и наращивает сотрудничество с Россией.

“Договор возможен при взаимном непротивлении сторон”

Но не менее понятным становится и факт постоянных переговоров Германии и Штатов – вот и сейчас, незадолго до встречи Путина и Байдена, в Вашингтоне за закрытыми дверями идет очередной раунд переговоров, предмет которых вслух не называется. Если из-за этих дверей что и раздается – так это вполне корректный отказ президента США от встреч с панами Зеленским и Дудой. Отдавать приказы о том, как и что им делать, их хозяин явно намерен только после того, как состоятся переговоры с президентом России. Обескураженные политики Польши и Украины уже были оповещены о том, что Штаты отказались от введения санкций прости швейцарской компании Nord Stream 2 AG – оператора строительства СП-2 и будущего оператора этого МГП. Польша, которая не сразу уразумела, что это значит, с удивлением узнала, насколько важны для всей нашей планеты судьбы датских мышей и белок. Украина, как ни удивительно, оказалась более понятливой: 4 июня, еще до сообщения Владимира Путина о том, что завершена прокладка нитки Б “Северного потока – 2”, пан Владимир Зеленский в интервью немецкому журналу Axios заявил следующее: “Я действительно считаю, что было бы круто иметь как партнеров, как совладельцев в ГТС Украины Европу и Соединенные Штаты. Потому что вопрос не в том, что никто бы нам не повредил эту трубу, не предпринимал бы против нее каких-то действий, а в том, что все защищали бы эти контракты и защищали бы в целом безопасность Украины и Европы”. Заявление сделано не раньше, не позже, а именно сейчас, когда на повестке дня встает вопрос о грядущем прекращении добычи газа на Гронингене. Сейчас, когда Джо Байден признал неизбежность завершения строительства СП-2, а следовательно, и российско-европейского газового кольца, нельзя забывать о том, что Германия все так же остается страной, в которой сильны Штаты, что для ЕС США остаются важнейшим экономическим партнером, жесткая конфронтация с которым Европе пока не нужна.

Cui prodest? Кому выгодно?

Передача украинской ГТС под прямое управление крупной американской компании – это вполне разумный компромисс, который может устроить всех. Именно “передача”, поскольку назвать продажей не очень получается: Украина с 2014 года вела и пока еще ведет очень своеобразную “предпродажную подготовку” своей ГТС. Отказ от сотрудничества с “Газпромом”, отказ от инвестиций в модернизацию, и вот результат: в 2019 году пригашенное правительством Украины консалтинговое агентство Ernst & Young оценило стоимость украинской ГТС в 1,45 миллиарда долларов. Для компаний – мейджоров нефтегазового рынка стоимость контрольного пакета акций вполне приемлема, не будут велики затраты и на приведение ГТС Украины в нормальное состояние – в том случае, если сосредоточиться только на транзитной составляющей, оставив все заботы о распределительной сети тем, кого вообще интересуют украинские конечные потребители газа. Кому это выгодно? Европе, которая даже при условии участия в модернизации украинской ГТС при минимальных затратах получит возможность ликвидировать дефицит газа после прекращения добычи на Гронингене – 25 миллиардов кубометров газа в год. Европе, которая такой вариант вполне может предложить Штатам. Это выгодно и самим Штатам – при минимальных расходах они станут участниками европейского газового рынка, контролируя его если и не полностью, то хотя бы частично. Это выгодно Евросоюзу, поскольку вот такое участие Штатов даст хотя бы какой-то противовес растущему влиянию Германии. Это выгодно Австрии, поскольку транзит через украинскую ГТС заканчивается все там же, в Баумгартене, на газовом хабе СЕН. Это выгодно Нидерландам, поскольку в этом случае они решат проблемы своей энергообеспеченности без прямых переговоров с Россией с сопутствующей потерей престижа. Это выгодно Германии – если Штаты будут удовлетворены предложенным компромиссным вариантом, то они окончательно закроют глаза на последние этапы строительства и введения в эксплуатацию СП-2. Это выгодно России: американские нефтегазовые компании неоднократно демонстрировали наличие экономической логики в своих действиях по старинному принципу “ничего личного, только деньги”. Получить вместо украинских владельцев ГТС адекватных партнеров по переговорам – дорогого стоит, а увеличение объемов поставок газа на европейский рынок без инвестиций в какой-нибудь гипотетический “Северный поток – 3” – хороший результат. Ну и, кроме всего перечисленного, и Штаты, и ЕС “сохранят лицо”: “Мы добились того, что реализация проекта СП-2 теперь уж точно не угрожает продолжению украинского транзита”. Ответ на вопрос о том, выгодно ли все это Украине, имеет очень короткий ответ: “А кого это интересует?” Разумеется, все вышеизложенное – всего лишь одна из возможных версий дальнейшего развития событий, один из возможных сценариев выхода из ситуации, напряженность которой слишком мешает реализации экономических интересов на взаимоприемлемых условиях. Как будут разворачиваться события в реальности – покажет время.

Оригинал статьи:

https://lt.sputniknews.ru/20210616/zakat-ery-groningena-evropa-vyskalzyvaet-iz-gazovykh-obyatiy-ssha-radi-rf-17003933.html
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий