Новостей о том, что польская Gas-System активно ведет строительство GIPL, пока не поступает – такое впечатление, что никто в Польше особо не стремится завершить работы до конца года. Но тому есть объяснение
В конце февраля компания Amber Grid, оператор газотранспортной системы Литовской Республики, уверенно отчиталась о завершении очередного этапа работ по строительству газопровода-интерконнектора GIPL, Gas Interconnection Poland – Lithuania. В ходе гидравлических испытаний была закончена проверка качества монтажа труб на участке длиной 102 километра. Это действительно значимый результат, поскольку общая длина литовского участка GIPL – 165 километров, то есть к 28 февраля 2021 года было проложено и проверено 70 процентов той части GIPL, которая находится в зоне ответственности Amber Grid.
Напомним, что сметная стоимость GIPL, общая протяженность которого будет 522 километра, составляет 558 миллионов евро, причем 266,4 миллиона евро, 48 процентов, составит прямое финансирование из бюджета Евросоюза. Запланированная мощность газопровода в направлении Польша – Литва составит 2,511 миллиарда кубометров в год, в обратном направлении – 1,953 миллиарда.
Основное предназначение GIPL – обеспечить связность газовых систем республик Прибалтики с газовой системой Европы, и именно такое обоснование дает возможность Европейской комиссии, “правительству ЕС”, расходовать деньги европейских налогоплательщиков на реализацию этого проекта. Стоит отметить, что Amber Grid весьма ответственно подходит к выполнению своей части работы – прокладку газовой магистрали не остановили ни пандемия COVID-19, ни погодные условия нынешней зимы.
Польско-литовская “газовая стройка”
В соответствии с календарным графиком GIPL должен выйти на границу Литвы и Польши до конца текущего года, то есть времени на то, чтобы справиться с остающимися 63 километрами, у литовских специалистов достаточно. Прокладка идет настолько удачно, что страницы литовских СМИ украсили заголовки “Две трети литовско-польского газопровода проложены и проверены” и подобные. Звучит красиво, вот только с географией и арифметикой не очень хорошо: общая протяженность GIPL – 522 километра, из которых на территорию Литвы приходится 167 километров, или 1/3. Следовательно, в конце января Amber Grid уложила и проверила две трети от одной трети общего километража, то есть всего 20 процентов. Но такой результат звучал бы менее бравурно, потому и было принято решение в очередной раз заняться искажением фактов. Введение в эксплуатацию зависит не столько от литовской Amber Gird, сколько от польской Gas-System, а вот из Польши новостей о том, как идут работы, почти нет.
Польский маршрут GIPL разделен на два участка, в апреле 2020 года завершились тендеры на их прокладку, подписаны соответствующие договоры с компаниями-подрядчиками.
Известий о том, что Gas-System активно ведет строительство, пока не поступает – такое впечатление, что никто в Польше особо не стремится завершить работы до конца 2021 года. Да и схема эта, согласитесь, выглядит несколько загадочно – газопровод начинается “где-то в Польше”, причем отнюдь не на месторождении, которое могло бы быть ресурсным источником GIPL.
GIPL без Baltic Pipe – деньги на ветер
Но все становится на свои места, если припомнить о строительстве еще одного магистрального газопровода с гордым названием Baltic Pipe. Занимательно, что новостной поток относительно этого проекта сформирован так, что складывается впечатление, будто речь идет о морском газопроводе, который предстоит уложить на дно Балтийского моря между датским и польским берегами. Но схема Baltic Pipe на официальном сайте консорциума, который занимается ее строительством, дает понять, что будет не один, а пять отдельных участков, последний из которых заканчивается как раз там, где начинается GIPL.
Если смотреть на общую картину, то все логические неувязки исчезают: газ, добытый в норвежском секторе Северного моря, поступив на территорию Дании, проходит всю ее территорию, уходит в морскую часть Baltic Pipe, который на сухопутной территории Польши будет состыкован с GIPL, по которому газ и доберется до территории Литвы. Заодно становится понятно, по каким причинам Gas-System не демонстрирует активности со строительством своей части GIPL: зачем торопиться, если ввод в эксплуатацию Baltic Pipe был запланирован на конец 2022 года?
Впрочем, как-то не видно и потока новостей относительно строительства морской части Baltic Pipe – она ведь потребуется не раньше, чем будут завершены работы на первых трех участках маршрута этого МГП. Пока не будут уложены трубы сухопутной части в Дании, газ в морской части Baltic Pipe не появится, и именно та ситуация, которая сложилась с работами в Дании, уже привела к тому, что общий срок реализации проекта “сдвигается вправо”.
В Афинах – солнце, а Зеландию – смыло
Вот официальное сообщение Energinet, появившееся на сайте компании в октябре 2020 года: “Работы по прокладке газопровода Baltic Pipe по территории Зеландии займут больше времени, чем предполагалось изначально. Сочетание технических проблем, задержки начала строительства из-за влажной погоды и ограничений из-за нового коронавируса привело к тому, что строительство Baltic Pipe в Зеландии затянется.
Во избежание серьезного повреждения сельскохозяйственных полей работы на некоторых участках будут завершены только к следующему лету (имеется в виду лето 2021 года. – Sputnik). Работы изначально начались на месяц позже запланированных сроков. Причиной стали обильные осадки прошлой осенью, зимой и весной. Чтобы не нанести непропорциональный вред сельскохозяйственным полям, на которых ведутся работы, тяжелая техника вышла на трассу газопровода с опозданием. Ограничения из-за пандемии нового коронавируса также затянули работы, кроме того, возникли технические проблемы с покрытием защитным слоем сварных швов на газовых трубах, что потребовало дополнительного времени для строительства 70-километрового участка через Зеландию”.
Если продраться сквозь бюрократическую формулировку этого сообщения, то коротко это звучит как “строительство Baltic Pipe опаздывает уже на полгода, сроки его окончания будут зависеть от погодных условий в Дании и от того, сможет ли Energinet договориться о ведении работ с владельцами сельскохозяйственных полей. Датские фермеры и дожди стали обстоятельством непреодолимой силы для польских и литовских политиков, мужественно сражающихся с “газовой зависимостью от российского газа”.
Напомним, что в декабре 2022 года заканчивается действие долгосрочного контракта польской компании PGNiG и “Газпрома”, а польские политики уже тысячекратно заявляли о том, что подписывать новый договор о поставках “газа с молекулами несвободы” Польша не намерена ни при каких обстоятельствах. По уходящему в прошлое договору польские потребители получали от 8,5 до 10 миллиардов кубометров российского газа ежегодно. Именно этот договор позволил Польше благополучно пережить период морозов до -26 градусов, случившихся зимой этого года. “Газпром” никаких заявлений по этому поводу не делает, предпочитая с любопытством наблюдать за происходящим.
Литовские газовики в пандемию и в морозы героически вписываются в сроки до конца 2021 года; на территории Польши о чем-то своем размышляют компании-подрядчики GIPL; итальянская компания Saipem, выигравшая тендер на строительство морской части Baltic Pipe, без спешки подтягивает трубы в немецкий порт Мукран; а в Дании идут дожди и фермеры размышляют об урожае капусты. Впрочем, нюансов и подробностей вокруг проекта, который начинается в Северном море и заканчивается на берегу Финляндии, значительно больше, чем можно описать в рамках одной статьи.
Оригинал статьи.
https://lt.sputniknews.ru/columnists/20210402/14821530/Ochen-sekretno-i-medlenno-Litva-i-Polsha-tyanut-s-obschey-gazovoy-stroykoy.html