Пренебрежение договоренностями по поводу СПГ-терминала в Балтийском регионе и стремление сделать все единолично сейчас оказывают Вильнюсу плохую услугу в вопросах энергетики
На прошлой неделе
на сайте оператора газотранспортной системы Литвы, компании Amber Grid появилась радостная новость с полей строительства магистрального газопровода-интерконнектора GIPL (Gas Interconnector Poland Lithuania) – проложен пятидесятиметровый участок, пересекший государственную границу Литвы и Польши. Маршрут GIPL составит 165 километров, из которых большая часть приходится на территорию Литвы. Планируемая годовая мощность в направлении Польша – Литва – 2,51 миллиарда кубометров в год, в противоположном направлении – 1,95 миллиарда кубометров в год.
Остальная часть сообщения Amber Gird посвящена усилиям, которые компания намерена приложить, чтобы в обязательном порядке уложиться в календарный график – строительство GIPL должно быть завершено до конца 2021 года. Причины спешки, судя по всему, в том, что из 500 миллионов евро сметной стоимости до 60 процентов, то есть до 300 миллионов евро, выделяет ЕС, – Вильнюс не намерен вызывать недовольство Брюсселя. Работы идут в зимнее время, когда в Литве достаточно прохладно, и несмотря на все осложнения, связанные с пандемией COVID-19. Такие вот трудовые будни, такие вот трудовые подвиги.
Географические открытия от Amber Gird
Первый вопрос, который возникает после прочтения этой новости, вполне очевиден: а для чего задуман и строится GIPL? Конечно, Amber Gird этот вопрос предвидела, потому ответ в ее сообщении имеется: “Газопровод GIPL свяжет газовые рынки стран Балтии и Финляндии с системой Евросоюза”. Замечательная формулировка! Оказывается, “газовые рынки стран Балтии” на день сегодняшний не имеют отношения к “системе Евросоюза”. То ли газовые рынки Прибалтики и Финляндии работают по правилам, не учитывающим требования ЕС, то ли страны Балтии, по мнению Amber Gird, расположены в какой-то другой части света. Впрочем, пусть уж в Amber Gird попробуют понять самостоятельно, что написала их пресс-служба, мы же просто напомним реальные факты, а выводы сделаем самостоятельно.
Газовое снабжении Латвии, Эстонии и Финляндии вчера и сегодня
1 января 2020 года в ЕС начал работать новый региональный газовый рынок, в состав которого вошли Финляндия, Эстония и Латвия – Литву в него никто не приглашал. Сетевые компании трех стран действовали по договору, подписанному ими 14 февраля 2019 года, и на переговорах, предшествовавших его подписанию, представителей Литвы опять же не наблюдалось. Дата начала работы этого регионального газового рынка совпадает с вводом в эксплуатацию магистрального газопровода-интерконнектора Balticconnector, который, пройдя по дну Финского залива Балтийского моря, соединил газовые системы Эстонии и Финляндии. Строительство газопровода было профинансировано Еврокомиссией на 75 процентов, а то, по какой причине в этот проект с удовольствием вошла Финляндия, 10 января 2020 года с удовольствием рассказала Elering, компания – оператор ГТС Эстонии: “В первый день торгов газ в Финляндию поставили из латвийского хранилища “Инчукалнс”.
Финляндия, Эстония и Латвия получали и получают российский газ по сети магистральных газопроводов “Сияние Севера”, строительство которой было завершено еще в советское время. В тот период Эстония и Латвия были советскими социалистическими республиками, потому являлись частью ЕСГ (Единой системы газоснабжения) СССР, которая проектировалась и финансировалась централизованно. Для увеличения энергетической обеспеченности и безопасности на территории Латвии было построено подземное хранилище газа (ПХГ) “Инчукалнс” – крупнейшее в регионе, с активным объемом хранения 2,3 миллиарда кубометров. Закачка газа в него впервые была осуществлена в 1968 году – и вот с этого момента с газовым снабжением советской Прибалтики и Белоруссии все было и есть в полном порядке.
А вот с Финляндией все куда интереснее с сугубо технической точки зрения: гранитные поля этой страны не позволяют организовать на ее территории ни одного ПХГ. 50 лет поставок советского, а теперь российского газа без единого срыва, хотя все эти годы Финляндия в самом буквальном смысле слова зависела от газовой трубы, – это реальный инженерный подвиг, про который впору книги писать. Какого труда, какого нервного напряжения это требовало, можно только догадываться. Зато нет ни одной причины удивляться тому, что Финляндия охотно включилась в проект ЕС, связанный с Balticconnector: впервые в своей истории страна получила доступ к ПХГ, да еще к такому крупному, как “Инчукалнс”.
Так что 1 января 2020 года Финляндия кратно увеличила свою энергетическую безопасность, с чем мы и поздравляем финскую компанию Baltic Connector. Значимым был этот день и для эстонской компании Elering – теперь она получает плату за свои транзитные услуги, что снижает общие затраты на обеспечение природным газом эстонских потребителей и опять же увеличивает энергетическую безопасность и обеспеченность. “Газпром” против проекта Balticconnector тоже не возражал – нашему концерну теперь стало проще выполнять контрактные обязательства перед финскими заказчиками, у операторов “Сияния Севера”, вполне возможно, появилась возможность хотя бы чашку чая во время дежурства выпить.
Об экономике и хорошей памяти
А что Литва? Вот тут, как и в предвыборных рекламных роликах Бориса Титова, – пауза без звука. Со стороны Финляндии, Эстонии и Латвии – ничего, то есть никакого интереса. По “Сиянию Севера” российский газ в Литву как шел, так и идет, ПХГ “Инчукалнс” компания Amber Gird использует на коммерческих, самых общих основаниях. СПГ, который Литва время от времени получает через регазификационный терминал Independence в Клайпедском порту, интереса для Латвии и Эстонии не представляет – его цены выше цен “Газпрома”.
Мало того: в 2014 году Литва по собственной инициативе нарушила тройственный договор с Латвией и Эстонией, по условиям которого страны Прибалтики должны были строить регазификационный терминал в Латвии, на побережье рядом с ПХГ “Инчукалнс” – инициатива с судном Independence была исключительно “индивидуальной”.
Отсутствие экономического интереса и хорошая память и привели к тому, что Литва не получила приглашения к участию в формировании и функционировании нового регионального газового рынка – так выглядят реалии бытия “дружной семьи европейских стран”, если отбросить в сторону всевозможные пропагандистские лозунги. Так что спешка Amber Gird со строительством наземного GIPL – это попытка каким-то образом добиться расширения этого регионального газового рынка, попытка “втиснуться” в него хотя бы вот таким способом. Однако вопрос о том, будут ли заинтересованы в этом северные соседи Литвы по географической карте, остается открытым. Ничего личного, только бизнес – Литва обязана предложить что-то, экономически привлекательное, а вот появится ли у нее такая возможность – большой вопрос.
Польша как поставщик газа для Литвы
Что станет ресурсным источником для GIPL, какой газ Литва намерена получать по нему из Польши? Объем добычи природного газа на территории Польши не превышает пяти миллиардов кубометров в год, при этом объем потребления растет и составляет около 17 миллиардов кубометров. Следовательно, по этому направлению Литва сможет получать только тот газ, который Польша сама импортирует. Вообразить, что ценовое предложение в этом случае может оказаться выгоднее, чем предложение от прямого поставщика в лице “Газпрома”, способны только люди с крайне богатым воображением и огромным пренебрежением к здравому уму сетевых операторов Латвии, Эстонии и Финляндии.
Конечно, теоретически все возможно: к примеру, в летнее время, когда спотовые цены на СПГ на европейском газовом рынке значительно снижаются, польские компании могут перехватить несколько партий и через регазификационный терминал в Свиноуйсце закупить его не только для себя, но и для соседей-литовцев – но это только в тех случаях, если Польша решит не использовать такие радостные шансы для собственных нужд. Вкладывать деньги в GIPL ради такого? Не будем считать деньги в чужих карманах, само собой, Литва с ее огромным бюджетом вполне может себе позволить вложить 200 миллионов евро в газопровод, который, нельзя исключать, несколько дней в году будет работать.
Теоретически более стабильные поставки газа из Польши в Литву возможны после ввода в строй Baltic Pipe. Некоторые СМИ пытаются уверить, что Baltic Pipe – это газопровод, который по дну Балтийского моря соединит газовые системы Дании и Польши, но это не соответствует действительности. На сухопутной территории Дании газовых месторождений нет, Дания станет только транзитной территорией для газопровода, который будет начинаться в норвежском секторе Северного моря, проходить через всю ее территорию до побережья Балтийского моря и продолжаться до берегов Польши – именно так выглядит полный маршрут Baltic Pipe. О том, как выглядит реализация этого проекта в настоящее время, – в продолжении темы.
Оригинал статьи.
https://lt.sputniknews.ru/columnists/20210118/14239464/Energomosty-v-buduschee-chto-takoe-kavkazskiy-plan-GOELRO.html