В Кувейте отказались от строительства солнечной электростанции стоимостью $1.4 млрд из-за кризиса, вызванного коронавирусной пандемией
Эль-Кувейт, 14 июля, 2020 /Инфолента TradeArabia/
По сообщениям международных СМИ, из-за проблем, вызванных распространением коронавируса, Кувейт отказался от планов строительства солнечной электростанции Al Dabdaba, которая бы удовлетворила на 15% потребности в электроэнергии национальной нефтяной отрасли. Такое решение было принято по результатам правительственного совещания, состоявшегося 13 июля и давшего оценку проекту в свете распространения вирусной инфекции, и того, как она отражается на ситуации на мировых нефтяных и финансовых рынках.
В соответствии с первоначальными планами, новую солнечную электростанцию должны были возвести на территории комплекса ВИЭ Al-Shagaya, что примерно в 150 км от столицы Эль-Кувейт и рядом с саудовской границей. По завершении строительства новое сооружение стало бы крупнейшей солнечной электростанцией в регионе мощностью 2,500 ГВт-ч/год. Самое низкое тендерное предложение по данному проекту составило $1.4 млрд, сообщила в начале текущего месяца кувейтская газета Alrai. В рамках проекта, который должна была заняться Кувейтская национальная нефтяная компания (KNPC), новую солнечную электростанцию, как первоначально планировалось, хотели запустить в эксплуатацию в феврале будущего года. Однако из-за бюрократических процедур проектный график неоднократно сдвигался, сообщила кувейтская газета.
Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика):
В 2017 году министр нефти Кувейта Али Салех аль-Омаир успел «отметиться» заявлением о том, что в 2030 году его страна 30% потребностей в электроэнергии будет покрывать за счет солнечных электростанций, в 2018 году был начат тендер, о котором идет речь в этой заметке. Планы были масштабными – к 2030 году построить 100 солнечных электростанций, начинались поиски финансовых ресурсов и так далее. Но нефтяной кризис, резкое падение спроса и цен на «черное золото», от которого критически зависит государственный бюджет Кувейта, привели к описанному результату – к отказу от того, что не является «предметом первой необходимости». Информации об отказе Кувейта от планов строительства второй очереди тепловой электростанции Az-Zoor North и новой ТЭС Khairan не поступало, а оба этих проекта в 2018 году входили в единый пакет мер, которые эта страна намерена была реализовать для модернизации и расширения мощностей своей энергетической системы. В Кувейте действительно возможно возникновение дефицита электрогенерации, но решать эту проблему за счет ВИЭ Кувейт не стал.
СОВР компании UDS готовится к работам в Мексиканском заливе
Сингапур, 16 июля, 2020 /Инфолента Offshore-Energy/
Судно обеспечения водолазных работ (СОВР) Lichtenstein ведёт подготовку к выходу в море и началу работ в подводно-технических проектах на акватории Мексиканского залива. Об этом заявили в компании Ultra Deep Solutions, владеющей судном и занимающейся проектированием, строительством и эксплуатацией СОВР, а также оказанием технической поддержки при сопровождении нефтегазовых проектов на море.
СОВР Lichtenstein приступит к работам в подводно-технических проектах в августе текущего года. Продолжительность нахождения судна в акватории Мексиканского залива планируется на период от шести месяцев до одного года. Данное 121ти метровое судно с 25ти метровой выносной крановой стрелой имеет на борту водолазный двух-капсульный аппарат на 18 человек, способный погружаться методом насыщения на глубины до 300 метров. Также судно оборудовано частотно-управляемой дизель-электрической установкой, высокоэффективными азимутально подруливающими устройствами, системой динамического удержания судна в заданной точке и краном, используемым на буровых платформах, грузоподъемностью 140 тонн. Палубное пространство корабля площадью 1,300 м2 рассчитано на проведение прямо на борту технического обслуживания устьевого оборудования, проведение осмотровых и монтажно-установочных мероприятий, а также на обеспечение морских работ с применением телеуправляемых подводных аппаратов. Данное судно способно принимать на борт до 130 человек экипажа.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
При всей тщательности описания технических возможностей Lichtenstein в этой новости нет самой существенной информации – кто является заказчиком предстоящих работ в Мексиканском заливе. Вопрос весьма интересный, поскольку весной 2020 года десятки крупнейших нефтяных компаний заявляли о сокращении своих инвестиционных планов, и прежде всего – в сектор геологоразведки. Международные эксперты сходятся в единой оценке того, что восстановление спроса на нефть и нефтепродукты до уровня 2019 года произойдет не ранее 2021 года. Тем не менее, Lichtenstein готовится к переходу в Мексиканский залив и ведению работ в пользу неназванного заказчика. Остается ждать дальнейших сообщений по этому поводу.
Падение еженедельного объема американского экспорта СПГ достигло уровня 2016 года
Хьюстон, 17 июля, 2020 /Инфолента Offshore-Energy/
По данным, представленным в еженедельном отчёте Управления по энергетической информации министерства энергетики США, за период недели, завершившейся 15 июля с.г., терминалы отгрузки СПГ в Соединенных Штатах покинуло всего четыре судна-газовоза. Общая вместимость танкеров с экспортным грузом СПГ на борту составила 15 миллиардов кубических футов. Так, два танкера отправилось в плавание от причалов СПГ-завода Sabine Pass, принадлежащего компании Cheniere, еще по одному судну-газовозу отшвартовалось от СПГ-терминалов Cove Point и Cameron LNG.
Упомянутые объемы экспорта опустились до уровня, отмеченного на неделе, завершившейся 8 декабря 2016 года, когда завод Sabine Pass был в США единственным действующим предприятием по экспорту сжиженного газа. На тот момент производство обслуживало две технологические нитки. Далее в своем отчете Управление сообщило о сокращении за текущую неделю объемов трубопроводных поставок природного газа на экспортные терминалы СПГ: они составили 3.1 миллиардов кубических футов/сутки против 3.3 млрд куб фут/с, отмеченных за предыдущую неделю.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Если исходить из того, что наиболее распространенный тип танкеров-газовозов, «рабочая лошадка» отрасли – суда с резервуарами в 170 тысяч кубометров, в которых можно разместить 100 тысяч тонн СПГ, то за неделю СПГ-заводы Штатов сумели отгрузить на экспорт 400 тысяч тонн своей продукции. В пересчете на кубометры газа в его традиционном состоянии, из США за неделю экспортировано 5,5 млн кубометров природного газа. Необходимости комментировать этот минимум-минорум нет необходимости, можно сразу перейти к констатации сурового факта: сектор сланцевой добычи в этой стране перейдет к сворачиванию, если на мировых рынках в ближайшее время не произойдет нечто экстраординарное. И это уже не эмоциональная оценка – напомним, что на прошлой неделе пятерка крупнейших банков США заявила о своем отказе финансирования любых проектов, связанных с добычей углеводородов.
Конечно, это заявление сопровождалось риторикой о борьбе с глобальным потеплением, за сохранение экологии и других текстов из арсенала Греты Тунберг – сейчас так принято. Но реальность значительно более сурова – банки признали, что инвестиции в сланцевую отрасль, которая не имеет возможности гарантировать стабильный сбыт, не имеют экономического смысла. Если в течение последних месяцев в центре внимания находилась сланцевая добыча нефти, то новости, подобные этой, говорят о том, что кризис коснулся и газовой добычи.
Вьетнам впервые получил импортную партию угля из США
Ханой, 15 июля, 2020 /Инфолента VietnamPlus/
Вьетнамское торговое акционерное предприятие Northern Coal Trading Joint Stock Company, входящее в состав национальной угольно- и горнодобывающей холдинговой корпорации Vinacomin, получило первую партию угля, объемом свыше 21,700 тонн, импортированную из США. Уголь был отгружен американской компанией IMI FUELS LLC в калифорнийском порту Benicia Port и на судне MV NORD YILAN доставлен во вьетнамский порт Cua Ong Port в начале июля текущего года. Импортированный из США уголь пройдет подготовку и обогащение для дальнейшего использования на внутреннем рынке Вьетнама. Как заявили в корпорации Vinacomin, первая партия угольного импорта из США заложила основу для развития связей между двумя странами в сфере угольной энергетики. Корпорация ведёт поиск партнеров для налаживания импорта угля с тем, чтобы увеличить поставки этого энергоносителя на внутренний рынок, испытывающий в нём большой спрос для производства электроэнергии.
Следующую партию угля из США корпорация ожидает получить в сентябре текущего года. По оценкам её специалистов, для производства электричества в 2020 году Вьетнам должен импортировать 12 миллионов тонн, в 2025 году – 30 млн и в 2030 – 50 млн тонн угля. В 2019 году Вьетнам импортировал 43.85 млн тонн угля, общей стоимостью $3.79 млрд, что выше аналогичных показателей за 2018 году соответственно на 91.8% и 48.4%.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Приятная новости для угольщиков США и «тревожный звоночек» для угольной отрасли России. Напомним, что в 2019 году экспорт угля из США рухнул на 20%, поэтому каждый новый потребитель для этой страны чрезвычайно ценен. Но и в угольной отрасли России дела обстоят не лучшим образом – падение объемов добычи и экспорта угля с начала года по показателю год-к-году снизился на 11%, нам тоже важны новые рынки сбыта, а Вьетнам настроен на долгосрочное сотрудничество. И только одно вызывает некоторую настороженность: в сообщении от VietnamPlus нет информации ни о конкретных марках угля, ни о стоимости контракта. Остается надеяться, что российские угольные компании уже обратили внимание на такого потенциального крупного потребителя, как Вьетнам.
В торговом порту Португалии появится инженерно-технологический, производственный и сервисный центр для ВЭУ стоимостью €16 миллионов
Лиссабон, 10 июля, 2020 /Инфолента EnergyLiveNews/
Новый проект, предусматривает создание центра по производству преобразователей энергии морских волн и поддержки изготовления коммерческих волновых энергетических установок (ВЭУ). В рамках реализации нового проекта по использованию энергии волн океана, в акватории торгового порта Виана-ду-Каштелу (Viana do Castelo) на атлантическом побережье Португалии, будет открыт центр по производству преобразователей энергии морских волн и обеспечению технического обслуживания. По соглашению, заключенному между компанией CorPower, ведущим мировым разработчиком технологий по преобразованию энергии морских волн, и руководством торгового порта, на его акватории будет выделено место для изготовления, сборки, сервисного обслуживания, а также размещения демонстрационной модели ВЭУ HiWave-5.
Как ожидается, создание подобного центра ускорит развитие потенциала по обеспечению поставок ВЭУ и проведению сервисного обслуживания коммерческих преобразователей энергии морских волн. Как заявили в компании-разработчике, которая выделит €16 миллионов на реализацию проекта, выбор местоположения будущего центра был сделан, исходя из наличия природных ресурсов и понимания проблем окружающей среды.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Для России волновые энергоустановки, если и будут востребованы, то станут только «нишевыми» — все наши приморские регионы и острова находятся в зоне действия либо ЕЭС России, либо в зоне действия находящейся в ведении РусГидро дальневосточной генерации, в обоих случаях все проблемы решаются без подобного рода экзотики. Да и скромный объем инвестиций в португальский проект говорит о том, что существенного развития такая отрасль электроэнергии никто не ожидает. А вот если рассматривать это сообщение как новость о том, что Португалия инвестирует в развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, то можно только порадоваться за португальских инженеров, конструкторов и технлогов.
В июне ввоз угля в КНР упал на 6.7% по сравнению с прошлогодним показателем на фоне ограничений на импорт угля через порты
Пекин, 14 июля, 2020 /Инфолента HinduBisunessLine/
В июне текущего года ввоз угля в Поднебесную упал на 6.7% по сравнению с прошлогодним показателем, т.к. жёсткие ограничения на импорт через порты помешали трейдерам и энергостанциям осуществить закупки этого твердого топлива, несмотря на устойчивый рыночный спрос. По данным, опубликованным Главным таможенным управлением КНР, за период июня страна, являющаяся крупнейшим мировым импортером угля, ввезла 25.29 миллионов тонн твердого топлива.
Этот показатель меньше по сравнению с объемами импорта угля за июнь прошлого года – 27.1 млн т, однако превышает импорт за май текущего года, когда в страну было ввезено 22.06 млн т, с учетом нарастающего спроса в преддверии пиковых летних энергетических нагрузок. За первую половину текущего года Китай импортировал в общей сложности 173.99 млн т угля, что на 12.7% превышает аналогичный показатель за прошлый год.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Заметка в стиле «айсберг» — за коротким текстом скрыты очень серьезные предпосылки, который привели к появлению вот этой новости. Основные поставщики угля на рынок Китая – Австралия и Индонезия, причем отставание Индонезии всегда было значительным. В конце 2018 года Австралия по совету США запретила компании Huawei участвовать в проекте строительства системы 5G на своей территории, и уже в феврале 2019 года таможенные службы КНР внезапно обнаружили, что их австралийские коллеги не умеют качественно оформлять сопроводительные документы на уголь. Вариантов у китайских таможенников просто не оставалось – им пришлось тратить на проверку грузов и кораблей не традиционные 1-2 дня, а 2-3 месяца. Ничего личного, просто служба такая.
В апреле 2020 года Австралия поддержала требование США к Китаю о предоставлении развернутой информации о том, «как коммунистические власти КНР распространяли COVID19», а в мае неожиданно выяснилось, что ветеринарные и санитарные службы Австралии нарушают безобразия при проверке и оформлении документов говядины, экспортируемой в Китай. Опять же – обстановка сложная, поэтому соответствующие органы власти Китая, хоть и не хотели, но просто были вынуждены запретить поставки с четырех австралийских заводов. Случайно совпало, что это четыре крупнейших мясокомбинатов Австралии, поэтому экспорт говядины из этой страны упал на 35% — никто этого не хотел, так само получилось. Жесткие ограничения на импорт через порты, как сказано в данном сообщении, сохраняются и в 2020 году, и тут тоже ничего не поделать – COVI19, однако.
Сумеет ли воспользоваться открывающимися возможностями Россия, зависит от двух факторов – сумеет ли РЖД справиться с проблемой Восточного полигона и поддержать усилия угольщиков, активно наращивающих мощности терминалов на Дальнем Востоке и от того, как пройдут и закончатся ли успехом переговоры России с Китаем по поводу отмены ввозных пошлин на российский уголь.
Иран продолжает газоснабжение своих городских и сельских районов несмотря на вирусную пандемию
Тегеран, 13 июля, 2020 /Инфолента TehranTimes/
Национальная газовая компания Ирана (NIGC) продолжает работу по газоснабжению городских и сельских районов в разных провинциях страны, несмотря на ограничения, введенные из-за пандемии коронавируса, сообщило иранское агентство Shana. Как заявил глава NIGC Хасан Монтазер Торбати (Hassan Montazer Torbati), в настоящее время 95% всех городских и сельских районов страны подсоединены к национальной газопроводной сети Ирана.
За минувшие пять лет, как сообщается, более 3,000 населенных пунктов страны были подсоединены к национальной газопроводной сети. Как заявил в начале мая текущего года бывший директор по диспетчеризации NIGC Мехди Джамшиди-Дана (Mehdi Jamshidi-Dana), пропускная способность национальной газопроводной сети увеличилась до одного миллиарда кубических метров газа в сутки. Чиновник напомнил о вводе в эксплуатацию в текущем году новых буровых платформ на иранском газовом месторождении «Южный Парс», заметив, что новые объемы добычи на буровых платформах месторождения найдут свое применение в условиях увеличения пропускной способности национальной газопроводной сети.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Напомним, что стаж нахождения под западными санкциями у Ирана в разы больше, чем у России – с 1979 года их количество по отношению к Ирану исчисляется сотнями, в том числе и в отношении топливно-энергетического комплекса. Поэтому к иранским рецептам способов борьбы с возникающими проблемами, один из которых и указан в этом сообщении: уровень газификации территории Ирана добрался до отметки в 95%. В России в настоящее время он составляет 70,1% — нам точно есть, куда расти.
На Кипре приступают к строительству первого терминала по приёму СПГ
Василикос, 13 июля, 2020 /Инфолента OffshoreEnergy/
На Кипре приступают к работам по строительству первого собственного терминала по приёму СПГ. Речь идет о самом крупном и дорогостоящем энергетическом проекте страны, реализацию которого начали в порту города Василикос. В рамках проекта в акватории порта планируется разместить плавучую регазификационную установку (ПРГУ), подсоединенную к отгрузочному причалу, построить причальные системы для танкеров, трубопровод, а также другие береговые и морские объекты инфраструктуры. Стоимость проекта оценивается в 289 миллионов евро. Новый, полностью принадлежащий государству терминал, поможет Кипру ослабить зависимость от импорта нефти, необходимой для производства энергии.
На торжественной церемонии закладки камня на территории будущего терминала президент Республики Кипр Никос Анастасиадес отметил, что проект выводит страну на орбиту «новой энергетической эры». По его словам, ввод в эксплуатацию нового терминала позволит снизить затраты на производство энергии, сократить вредные выбросы в атмосферу и ускорить экономический рост страны. Напомним, что получение контракта на строительство терминала обеспечил международный консорциум, возглавляемый государственной Китайской нефтепроводной инжиниринговой компанией (CPPE), которая является структурным подразделением Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNCP). В консорциум также входят греческая инжиниринговая компания Metron Energy Applications, норвежская компания по управлению судами Wilhelmsen Ship Management и китайская судостроительная компания Hudong-Zhonghua Shipbuilding.
В рамках проекта консорциум поставит на площадку терминала переоборудованную ПРГУ, сдача заказчику готового к эксплуатации терминала планируется через два года после начала строительных работ. Ранее уже предпринималось несколько попыток построить СПГ-терминал на Кипре, пока правительство страны не заключило соглашение с консорциумом, возглавляемым китайской компанией. Оператором нового СПГ-терминала станет Кипрская компания по обслуживанию газовой инфраструктуры (ETYFA). Данный проект уже получил политическую и финансовую поддержку со стороны ЕС. Так, ETYFA получила грант (101 млн евро) в рамках бюджета программы Европейского Союза CEF (Connecting Europe Facility), а также кредиты Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития. Так же Департамент электроснабжения Кипра выделил под работы на данном проекте 43 млн евро.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Кипр – это государство в составе Евросоюза. Газовые соединения с материком у Кипра – отсутствуют. Электрические соединения с материком у Кипра – отсутствуют. Поставки газа из России – отсутствуют. Крупнейшие электростанции: Moni, установленная мощность 330 МВт, используемое топливо – мазут и солярка; Dhekelia-B, установленная мощность 360 МВт, используемое топливо – мазут; Vasilikos, установленная мощность 640 МВт, используемое топливо – мазут, один из блоков, мощностью 180 МВт способен в качестве топлива использовать природный газ. Эти три электростанции производят 95% электроэнергии в этой стране. «Ц» — цивилизация XXI века.
Подготовлено по материалам, предоставленным Сергеем Вартумяном