Уполномоченный правительства Польши: страна построит атомные энергоблоки мощностью 6-9 ГВт
Варшава, 25 июня, 2020 /Инфолента FirstNews/
Польша построит атомные энергоблоки мощностью 6-9 ГВт, и первый энергоблок появится в 2023 году, заявил уполномоченный правительства по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский. Во время встречи, состоявшейся в минувшую среду в Вашингтоне, президенты США и Польши объявили о том, что США построит АЭС в Польше. В эфире RMF FM уполномоченный представитель заявил, что обе страны ведут переговоры о межправительственном соглашении, которое создаст условия для проработки такого крупного проекта. По его словам, в данной отрасли Польша ищет партнера, который останется с Польшей и в Польше, как минимум 60 лет.
Речь идёт о строительстве энергоблоков мощностью 6-9 МВт, которые позволят создать в стране сбалансированную энергетическую структуру. У Польши должны быть стабильные энергетические ресурсы, позволяющие развивать ВИЭ, а именно, ветровую и солнечную энергетику, заявил уполномоченный. Он также добавил, что была подготовлена программа, предусматривающая строительство нескольких атомных энергоблоков в течение 20 лет.
«Первый энергоблок будет готов в 2023 году. Мы ищем партнёра, который будет также финансово участвовать в этом предприятии, который будет строить с нами, а также оставаться с нами в течение длительного срока эксплуатации,» отметил чиновник, заявив, что таких партнёров в мире немного, и США является хорошим выбором.
Говоря о финансировании проекта, чиновник отметил, что Польша ищет партнера, который предложит средства для совместного финансирования предприятия.
Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика):
На три вещи можно смотреть вечно: как течет вода, как горит огонь и как власти Польши мечтают построить собственную АЭС. Если за строительство АЭС берутся Штаты – зрелище в неприкосновенном виде достанется наши детям, внукам и правнукам. «США построит АЭС в Польше»? Но в США нет государственных компаний, занимающихся строительством АЭС. В США нет механизма государственного финансирования строительства АЭС за пределами страны. В США нет частных компаний, способных реализовать проект атомных энергоблоков, отвечающих постфукусимским требованиям по безопасности. В Польской Республике нет «атомного» законодательства, нет государственного регулирующего органа, который имеет компетенции и несет ответственность за лицензирование проекта строительства АЭС. На третьей по счету от Солнца планете нет компаний, способных построить энергоблок за три календарных года. О чем говорили два господина, встретившихся в Вашингтоне, остается загадкой. О чем думают информационные агентства, тиражирующие подобного пошиба «новость» — загадка вдвойне.
Япония запускает первый в истории тендер на строительство плавучего парка ветротурбин
Токио, 24 июня, 2020 /Инфолента Offshore-Energy/
Власти Японии пригласили проектные компании к участию в первом в истории тендере на строительство и эксплуатацию плавучего парка ветротурбин, который планируют разместить в морской акватории рядом с городом Гото, что на одноименном острове в префектуре Нагасаки. Заявки от заинтересованных в проекте участников будут принимать с 24 июня по 24 декабря текущего года. Два ведомства Страны восходящего солнца – министерство экономики, торговли и промышленности совместно с министерством земельных ресурсов, инфраструктуры, транспорта и туризма, планируют определиться с победителем тендера ориентировочно в июне будущего года.
Мощность будущего плавучего парка ветротурбин должна составлять не менее 16.8 МВт, а «зелёный» тариф (специальный тариф для стимулирования возобновляемой энергетики) должен быть установлен на уровне JP¥ 36 (€ 0.3) за кВт/ч. Объявленный тендер является первым подобного рода мероприятием на строительство плавучего парка ветротурбин после того, как в апреле 2019 года в Японии вступил в силу т.н. Закон об использовании ВИЭ на морях. Морская акватория у побережья острова Гото стала одной из 11 зон, которые два министерства и Управление портами Японии рассматривали в качестве потенциально возможных участков для строительства плавучих парков ветротурбин.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Интересный проект – в мире пока очень немного реализованных плавучих ветряных электростанций. Интересно будет следить за тем, как будет идти тендер, какие компании попробуют в нем участвовать и удастся ли победителю справиться с этим проектом. Еще интереснее то, что в этой заметке, в отличие от множества заметок подобного рода, приведена оптовая цена «зеленой электроэнергии» — 30 евроцентов за киловатт*час. Есть искреннее пожелание всех российских энтузиастов «зеленой энергетики» выучить этот показатель наизусть – 24 рубля за киловатт*час на оптовом рынке. Пожеланий успехов со стороны аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика.ru в адрес тех, кто призывает к массированному строительству солнечных и ветряных электростанций в России — не будет.
Компания Fugro завершила первое на Ближнем Востоке полностью автономное геофизическое обследование морского дна
Абу-Даби, 23 июня, 2020 /Инфолента OffshoreEnergy/
Нидерландская компания Fugro – один из мировых лидеров в сфере сбора и обработки геоданных, завершила на Ближнем Востоке проведение первого в истории полностью автономного геофизического обследования мелководных участков морского шельфа. Руководимое операторами из Центра дистанционного управления компании в Абу-Даби беспилотное надводное судно собрало в районе изысканий полный объем данных геофизической разведки в акватории на удалении примерно 40 км от побережья Абу-Даби.
В частности, результаты проведенных в полностью автономном режиме геофизических исследований морских мелководных площадей включили в себя данные по температуре проводимости, глубинам и солёности, батиметрические данные, а также данные по построению изображения морского дна, разрезам донных отложений, поиску ферромагнитных объектов, например, труб, и т.д.
По словам руководства подразделения данной компании по морской геофизике на Ближнем Востоке, воплощение в жизнь такого амбициозного проекта явилось поворотной вехой в исследованиях ближневосточного региона, в результате которого было успешно обеспечено получение характеристик рельефа морского дна исключительно за счёт автономного геофизического обследования.
Проект, к которому России, на наш взгляд, следует присмотреться максимально внимательно – изучение рельефа дна с высокой точностью вдоль всех возможных трасс Северного морского пути как для нужд самой России, так и в том случае, если будет идти реализация проекта развития СМП до уровня СМТК, Северного Морского Транзитного Коридора. СМТК – название, предлагаемое Росатомом для международного транзитного коридора, от Сахалина на востоке до Мурманска на западе. Если мы хотим, чтобы Россия стала «владельцем» международного транзитного коридора, действительно способного конкурировать с южным морским транзитным путем из Азии в Европу через Суэцкий канал, нам придется гарантировать максимальную безопасность трассы для морских судов максимальной грузоподъемности.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что работу по заказу ОАЭ выполнила именно голландская компания. Нидерланды – не просто одна из стран на атлантическом побережье Европы, это страна, которая сотни лет борется с морем, пытающемся смыть часть суши, которая сотни лет строит дамбы и каналы. О высочайшем уровне голландских профессионалов говорит и то, что именно голландские компании выполняли дноуглубительные работы в акватории порта Сабетта, им же предстоит выполнить такие работы и для проекта «Арктик-СПГ». В «Плане развития инфраструктуры СМП», утвержденном правительством России, Росатом предложил рассмотреть целесообразность проекта создания государственного флота специализированных дноуглубительных судов. Реакции правительства на это предложение пока не последовало.
Индия отметила незначительный рост импорта СПГ в мае
Дели, 25 июня, 2020 /Инфолента OffshoreEnergy/
В мае текущего года рост объема импортируемого Индией СПГ составил 0.5% на фоне происшедшего в апреле месяце падения, вызванного введенными мерами строгой изоляции для противодействия COVID19. Во второй половине мая Индия приступила к ослаблению введенных ограничений, которые тормозили экономическое развитие и снижали спрос на энергоносители, а также стала планировать полностью снять строгую изоляцию 31 июня текущего года. По результатам минувшего месяца, импорт сжиженного газа составил 2.38 миллиардов куб м или 1.83 миллионов тонн, говорится в данных, опубликованных Отделом планирования и анализа по нефти министерства нефти и природного газа Индии.
Стоимость импорта СПГ за май сократилась до $0.5 млрд по сравнению с $0.7 млрд за аналогичный период прошлого года. Что касается добычи природного газа на внутреннем рынке страны, то в мае её объемы упали на 16% и составили 2.30 млрд куб м. Напомним, что по результатам финансового года, завершившегося в марте текущего года, объем импорта СПГ вырос по сравнению с предыдущим годом на 17.2% и составил 33.7 млрд куб м или примерно 25 млн т. В настоящее время импортируемый сжиженный газ поступает в страну через шесть терминалов по приёму СПГ, общая производительность которых составляет 42.5 млн т. -0-
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Индия занимает четвертое место в мире по объемам импорта СПГ, в последние три года спрос на него в этой стране рос совсем немного менее высокими темпами, чем в Китае. С учетом населения Индии и темпов развития ее экономики, многие эксперты полагают, что уже в ближайшие годы по объему импорта может обойти Южную Корею: по планам, заявленным правительством Индии, доля природного газа в энергобалансе страны должна вырасти с 6,5% в 2018 году до 15% в 2022 году, для чего объем импорта СПГ должен вырасти до 70 млн тонн. При этом руководство Индии намерено наращивать использование природного газа не только в энергетике: правительство поощряет к переходу на СПГ в качестве моторного топлива индийские железнодорожные компании, имеются масштабные планы по строительству бункеровочных СПГ-пунктов в портах страны для заправки морских судов. Внесут ли последствия COVID19 корректировку во все эти планы, будет очевидно уже в ближайшее время.
В мае объемы мировой добычи нефти упали до 89.89 млн. барр./сутки
Абу-Даби, 20 июня, 2020 /Инфолента TimesOfOman/
По результатам мая текущего года объемы мировой добычи нефти составили 89.89 миллионов баррелей в сутки, что оказалось на 10.04 млн барр/с меньше, чем за апрель месяц, говорится в данных, опубликованных Организацией стран экспортёров нефти. Снижение уровня мировой добычи нефти стало результатом договоренностей участников ОПЕК с другими добывающими государствами с целью сохранения на рынке баланса между спросом и предложением, а также для защиты тех, кто добывает и потребляет нефть.
В мае месяце цены на нефть поднялись после падения до рекордно низких показателей с 2003 года, что понудило Организацию уже в расширенном формате ОПЕК+, достичь договоренностей о дальнейшем сокращении, особенно на фоне снижения спроса на углеводороды среди основных государств-потребителей нефти. Объемы добычи нефти среди участников ОПЕК сократились в мае на 6.3 млн барр/сутки, при этом добычу сократили Россия, США, Казахстан, Оман, Канада, Азербайджан, Норвегия и Мексика, сообщается в ежемесячном отчете ОПЕК по рынку нефти.
По прогнозам ОПЕК, сделанных на основании предварительных данных, объемы мировой добычи нефти в текущем году сократятся на 9.1 млн барр/сутки, а средний показатель мировой добычи достигнет 90.6 млн барр/сутки. Как свидетельствуют данные Организации, по результатам минувшего года мировой спрос на нефть составил 99.67 млн барр/сутки.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
TimesOfOman публикует часть данных ОПЕК+, которые были использованы на совещании 19 июня 2020 года, когда министры энергетики государств-участниц соглашения подводили итоги выполнения решений, зафиксированных 10 апреля. Напомним, что по условиям апрельского соглашения страны ОПЕК+ должны были сократить в мае и в июне 2020 года совокупный объем добычи на 9,7 млн баррелей в сутки. 18 июня на совещании ОПЕК+ было зафиксировано, что эти обязательства выполнены только на 87%, то есть на 8,44 млн баррелей в сутки. Только на 40% выполнил свои обязательства Габон, Ирак сократил добычу только на 46% от своей квоты, на 71% удалось сократить добычу Казахстану, на 74% — Анголе и Нигерии. К 23 июня все перечисленные страны предоставили в секретариат ОПЕК+ новые графики сокращения добычи, выполнение которых будет проанализировано до 15 июля, когда запланирована новая встреча министров энергетики ОПЕК+. Если же исходить из данных, опубликованных в комментируемом сообщении, то получается, что из общего майского сокращения объемов добычи в 10,04 млн баррелей в сутки на долю стран, не участвовавших в соглашении ОПЕК+, пришлось 1,6 млн баррелей в сутки.
Насколько данные TimesOfOman соответствуют действительности, сказать сложно: к примеру, министр энергетики США Дэн Бруйет заявлял, что только в этой стране в мае сокращение добычи составило именно 1,6 млн баррелей в сутки. Ситуация на мировом рынке нефти остается настолько напряженной, что данные разных информационных агентств, включая государственные, слабо коррелируют друг с другом.
Китай пообещал продолжить сокращение отживших свой век угольных и металлургических предприятий
Пекин, 19 июня, 2020 /Инфолента ChinaOrg/
В текущем году Китай продолжит сокращение отживших свой век угольных и металлургических предприятий, заявили на днях в Национальной комиссии по развитию и реформам КНР (NDRC). В сфере металлургической промышленности будут продвигать ориентированную на предложение структурную реформу, увеличивать темп сокращений избыточных производственных мощностей и поддерживать инновационное и экологически чистое развитие сектора, заявили в NDRC. Стране необходимо навести порядок среди угледобывающих предприятий, которые не соответствуют стандартам по технике безопасности и охраны окружающей среды и вместе с тем сократить малоэффективные производственные мощности, говорится в заявлении NDRC. Общее количество угледобывающих предприятий должно быть сокращено до не более 5,000 единиц, а объемы добычи угля на крупных шахтах страны должны составлять 96% от общих объемов, добываемых по стране, уточнили в NDRC.
В настоящее время Китай нацелен на оптимизацию структуры национальной энергетики, превращение её в более экологически безопасную и эффективную. В NDRC заявили о внедрении информационных технологий для дальнейшего обеспечения производственной безопасности и повышения эффективности на угледобывающих предприятиях.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Сообщение не изобилует подробностями – о намерении руководства Китая закрывать малые шахты, на которых фиксировалось максимальное количество производственных травм, аварий, нарушений техники безопасности и экологических требований известно с 2015 года. Кроме того, добыча угля в малых шахтах значительно проигрывает добыче в крупных шахтах по себестоимости, в связи с чем правительство Китая вынуждено было дотировать малые шахты из государственного бюджета. Если коротко – в Китае реализуется государственная программа по модернизации угледобывающей отрасли, которая должна повысить ее маржинальность. Предлагаем считать сообщение от ChinaOrg дополнительным подтверждением того, что эта государственная программа будет продолжаться до ее полной реализации.
Египет заключил 12 соглашений по нефте- и газопоисковым работам на $1 млрд
Каир, 21 июня, 2020 /Инфолента AmWalalGhad/
Египет заключил 12 соглашений с крупными международными компаниями по проведению поисковых работ на природный газ и нефть в восточных и западных районах Средиземного моря, в Красном море и в Западной пустыне (область Сахары) с минимальными инвестициями более $1 млрд. Об этом на днях заявил министр нефти и минеральных ресурсов Тарик аль-Молла. По его словам, новые соглашения, некоторые из которых были утверждены в правительстве, а некоторые будут только направлены для одобрения, свидетельствуют об успешном развитии нефтегазовой промышленности Египта.
Впервые в истории страны интерес к поисковым работам на природный газ и нефть в Египте проявили такие гиганты как ExxonMobil и Chevron. Все 12 соглашений были заключены с международными нефтегазовыми концернами: американским Chevron, итальянским Edison, британским BP, французским Total, нидерландским Royal Dutch Shell, американским Nobel, кувейтским Kuwait Foreign Petroleum Exploration Company (Kufpec) и Mubadala из ОАЭ. Со стороны Египта восемь соглашений были подписаны газовым холдингом EGAS на поисковые работы в восточных и западных районах Средиземного моря, три соглашения – нефтяным холдингом Ganope на поисковые работы в Красном море и одно соглашение – нефтяной корпорацией EGPC на поисковые работы в Западной пустыне. Принимая во внимание объем минимальных инвестиций в $1 млрд. и сумму подписного бонуса в $19 млн., заключенные соглашения предусматривают проведение работ на бурение 21 скважины.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
В этом сообщении «спрятана» весьма нетривиальная для 2020 года новость. В то время, когда практически все нефтегазодобывающие компании мира весьма существенно сокращают свои инвестиционные программы, причем прежде всего – именно за счет геолого-разведывательных работ, Египет уверенно продолжает вкладываться в поиск новых месторождений углеводородов. Но это вполне объяснимо – в течение последних десятилетий Египет неоднократно сталкивался со своей полной зависимостью от импорта нефти и газа, что вызывало серьезные проблемы в развитии экономики страны. После открытия гигантского газового шельфового месторождения «Зохр» острота проблемы во многом снята, однако Египет, как мы видим, прилагает максимум усилий для того, чтобы ничего подобного не повторялось ни при каких обстоятельствах. Конечно, факт подписания контрактов на проведение геолого-разведывательных работ не говорит о том, что эти работы будут начаты немедленно, а результат разведки зависит не только от профессионализма иностранных специалистов, но и, в первую очередь, от геологии египетской суши шельфа. Но это не отменяет основной «идеологии», которой придерживается нынешнее руководство Египта: как бы ни выглядели мировые цены на нефть, нужно прикладывать максимум усилий для увеличения энергетической безопасности страны. Подход совершенно не рыночный, а потому совершенно правильный.
Турция будет сотрудничать с ливийской NOC в сфере нефтегазопоисковых работ
Анкара, 29 июня, 2020 /Инфолента MiddleEastMonitor/
Турция будет сотрудничать с Национальной нефтяной корпораций Ливии (NOC) в сфере нефтегазопоисковой разведки, заявил 28 июня турецкий министр энергетики и природных ресурсов Фатих Донмез. Выступая на одном из турецких телевизионных каналов, министр напомнил, что ежегодные расходы страны на импорт энергоносителей составляют примерно $40 миллиардов, и что такая сумма требует сокращений за счет местного производства энергии. Министр добавил, что за прошедший год за счёт местных ресурсов и ВИЭ страна произвела 62% электроэнергии, а за минувшие пять месяцев текущего года данный показатель достиг 66%.
Комментируя сотрудничество между Анкарой и Триполи в сфере энергетики, Фатих Донмез подчеркнул, что ресурсы нефти и природного газа Ливии должны быть использованы в первую очередь для развития страны и достижения экономического процветания ливийского народа. Турция продолжит нефтепоисковые работы в Ливии в сотрудничестве с NOC. Также в сфере ливийских топливно-энергетических ресурсов Турция могла бы сотрудничать и с международными компаниями. Как всё сложится, покажет время, объяснил министр.
Комментарий Бориса Марцинкевича:
Если не увлекаться политкорректностью, то сообщение, в общем-то, говорит отнюдь не о заботе Турции о ливийском народе: Анкара намерена воспользоваться слабостью ПНС (правительства национального согласия) Ливии для того, чтобы в обмен на военную помощь против Ливийской национальной армии под руководством маршала Халифа Хафтара добиться контроля над нефтегазовой отраслью этой страны. Напомним, что Ливия обладает доказанными запасами нефти в объеме 5,1 млрд тонн (29,5 млрд баррелей), занимая по этому показателю пятое место среди стран ОПЕК. В 2010 году, до свержения Муамара Каддафи, в Ливии добывалось 1,4 млн баррелей нефти в сутки, из которых экспортировалось 1,26 млн баррелей, основным покупателем в то время была Италия. В 2018 году, до начала рецессии, Турция импортировала около 28 млн тонн нефти или 565 тысяч баррелей в сутки. Следовательно, в том случае, если Турция добьется решения поставленной задачи – контроля над нефтегазовой отраслью Ливии, Анкара не только полностью решит проблемы своего внутреннего спроса на нефть, но и получит возможность выйти на мировой рынок в качестве поставщика.
Что касается природного газа, то после состоявшегося окончания строительства первой нитки «Турецкого потока» из России и магистрали TANAP из Азербайджана Турция не только решила проблемы собственного спроса, но и превратилась в крупного транзитера для стран ЕС. Представить, что в такой обстановке Турция будет инвестировать в строительство газопровода из Ливии, невозможно, равно как и то, что добыча газа в Ливии Анкаре необходима для того, чтобы заняться развитием Ливии. С точки зрения интересов Турции гораздо целесообразнее инвестировать в строительство СПГ-заводов – не только для того, чтобы выйти с этим товаром на мировой рынок, но и для того, чтобы обеспечить энергетическим сырьем растущий турецкий флот плавучих газовых электростанций. Турция пионер этого направления бизнеса, ее возможность покупать тонны СПГ для того, чтобы продавать миллионы киловатт*часов – одна из причин растущего объема закупок ею СПГ в последние годы. Вот теперь можно «подвести итоги»: то, что Турция пытается делать в Ливии – не некий «каприз Эрдогана», а совершенно осмысленная попытка реализовать далеко идущий стратегический план. Еще одно подтверждение аксиомы: за любым «холодным» или «горячим» конфликтом в наше время стоят энергетические интересы стран, в этом конфликте участвующих.
Подготовлено по материалам, предоставленным Сергеем Вартумяном