Рынок нефтепродуктов

Налоги, демпферы, котировки –далеко не все, чем живет наш внутренний рынок нефтепродуктов. Топливо нужно не только произвести, но и во время, в необходимом объеме, доставить до всех конечных потребителей. Однако у нас нет даже полного объема информации, сколько АЗС в стране и как они распределены по регионам.

Есть загадочные данные от Росстата: в России порядка 28 тыс. заправок. Росстату этого достаточно: у него работа – статистику собирать, а Минэнерго, вроде как, должно превентивно пресекать возникновение локальных дефицитов в республиках, краях, областях и прочих городах и весях. Ничего ведь невероятного – схему АЗС на карту России, желательно вместе с координатами нефтебаз, которые эти АЗС обслуживают, вместе с данными о парках
резервуаров на этих базах. Только вот такая база данных позволит увидеть схемы реального движения нефтепродуктов по всей Руси-матушке – от каких НПЗ в каких объемах в каких направлениях в режиме реального времени движутся потоки нефтепродуктов. Не крючкотворства ради, а для того, чтобы попытаться эти
маршруты оптимизировать – это необходимо, поскольку у нас а) объем грузооборота речным торговым флотом не превышает нескольких процентов от общего объема; б) внутри страны нефтепродуктопроводов просто нет; в) транспортировка нефтепродуктов автомобильным транспортом с каждым годом стоит все дороже.

Если а), б) и в) сложить, то результат очевиден – транспортировка нефтепродуктов практически монопольно идет по железным дорогам, которые перегружены выше всякой меры и управляются по алгоритмам, человеческому мозгу непостижимым. Оптимизация товарных потоков требуется уже для того, к примеру, чтобы цистерны с бензином Сыктывкарского НПЗ не катились в Приморский край, а цистерны с бензином Омского НПЗ не тащились в Калининградскую область.

Нет, я понимаю про частную инициативу, эффективных собственников, но у нас РЖД – государственный монополист, который максимальную прибыль зарабатывает на транзитных контейнерных перевозках. Хотя бы чуточку освободить железнодорожную сеть за счет оптимизации, обнаружить хоть какие-то возможности для восстановления речных грузовых перевозок, предложить Транснефти наиболее привлекательные с экономической точки зрения, то есть максимально востребованные маршруты для нефтепродуктопроводов. Это можно было делать «вчера», это нужно было делать «вчера», но уж точно ничего не мешает приступить к этому сегодня.

Оригинал статьи:

https://t.me/borisgeoenergetic/1263

Борис Марцинкевич
Оцените автора