АЭС «Синоп» им. адмирала Макарова – да или нет?

«Эрдоган хочет обсудить с Путиным строительство второй АЭС в Турции в городе Синоп. Об этом он заявил на встрече с российским лидером в Астане в преддверии саммита ШОС.»
Отдельное «спасибо» агентству «Спутник» за оперативность, потому прощаем то, что Синоп – не город, а провинция. Напомню, что атомная энергетическая программа Турции, как Анкара ее сформулировала еще в середине десятых годов, выглядит вполне осмысленно. Одна крупная АЭС на юге, на побережье Средиземного моря, от 4-5 ГВт, одна такая же – на севере страны, на побережье Черного моря (это как раз провинция Синоп), еще одна большая – в европейской части страны, во Фракии. А до общей мощности, до 20 ГВт – добрать за счет АСММ, атомных станций малой мощности. Первенец хорошо известен – это наша, российская АЭС «Аккую», принадлежащая Росатому, который и будет ее оператором после ввода в эксплуатацию. Первый и единственный в истории мировой атомной энергетики, когда АЭС не переходит в собственность ни правительства, ни «местного» юридического лица, а остается собственностью компании-вендора. Это означает, что все АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами), допуск к которым, в соответствии с жесткими требованиями МАГАТЭ, для персонала станции невозможен, управляются из штаб-квартиры компании-оператора – в случае «Аккую» это Росатом. Для тех, кто считает, что злые янычары способны «отжать» АЭС с той же легкостью, как в 90-е это делали «братки» с ларьком на базаре, сообщаю – это в принципе невозможно. Результатом будут348 тонн ядерного топлива в активных зонах, управление которыми идет откуда-нибудь из Москвы. «Аккую» – уникальный случай, реализованный вследствие знаменитой фразы Путина, сказанной в 2015 году: «Одними помидорами не отделаются». Не отделались – теперь у России посередь страны НАТО есть вот такой объект, который, в числе прочего, повышает дисциплину в строю.
Площадку в Синопе Анкара намеревается реализовать уже в обычном режиме: вторая турецкая АЭС будет собственностью Турции и управлять ею будет турецкая компания с турецким персоналом. Предварительный тендер перешел в переговоры правительства страны с консорциумом компаний AREVA (ныне Orano) и Mitsubishi с проектом АЭС на базе реактором АТМЕА-1000. Особенность этого реактора – отсутствие хотя бы одного референтного блока. На бумаге реактор есть, в железе и в бетоне – отсутствует. Решение было явно рискованным, зато проект не был российским, то есть технологическая зависимость могла бы стать не столь очевидной. Сметная стоимость проекта АЭС «Аккую» – 22 млрд долларов, с учетом того, что в смету входит сооружение порта на берегу моря и строительство городка энергетиков, с учетом инфляции за годы строительства выросшая до 24 млрд долларов. Предложение от франко-японского консорциума прозвучало несколько неожиданно – 48 млрд долларов, в два раза дороже российского проекта при очевидном проигрыше в установленной мощности: 4 реактора ВВЭР-1200 – 4,8 ГВт, 4 реактора АТМЕА-1000 – 4,0 ГВт. Удобно сравнивать из расчета долларов на 1 МВт установленной мощности: 5,0 млн долларов на МВт по российскому проекту и 12,0 млн долларов на МВт по франко-японскому. Эрдогану эти числа не понравились, франко-японцы три года пересчитывали, модернизировали, оптимизировали, их новое и окончательное предложение – 42 млрд долларов или 10,5 млн долларов на МВт.
По не самой официальной оценке Павла Завального, который в прошлом месяце во главе думской делегации побывал в Турции, в том числе и на площадке «Аккую», уровень согласованности контракта по АЭС в Синопе дорос до 90%. Причины настойчивости Эрдогана даны нам не в ощущениях, а в цифрах на дисплее калькулятора. Надеюсь, что переговоры завершатся успешно, потому предлагаю заранее объявить конкурс на название новой АЭС. Мое предложение – в заголовке. Присоединяйтесь!)

Оригинал статьи:

https://t.me/borisgeoenergetic/1004
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий