История двух ГЭС на Араксе

Трагические события, произошедшие в Иране вечером 19 мая, увели в тень причину, по которой в тот день состоялась встреча президентов Исламской Республики и Азербайджана. А повод, между прочим, был весьма основательный: высшие руководители двух государств участвовали в торжественной церемонии введения в эксплуатацию сразу двух гидроэлектростанций – «Худаферин» и «Гыз Галасы» («Девичья башня»). История проекта насчитывает уже более 50 лет, в этом проекте отражен изрядный кусок современной истории сразу нескольких стран.

Аракс (Араз) в 60-70 годы прошлого века – пограничная река Советского Союза во главе с дорогим Леонидом Ильичом Брежневым и шахского Ирана. Разработка проекта двух ГЭС и крупного водохранилища началась в 1972 году, тогда же появилась и экономическая часть соглашения: расходы 50/50, здания станций – приплотинные, на берегах, мощность 100 МВт и 100 МВт у «Худаферин» и 40 МВт и 40 МВт у «Гыз Галасы», вода для сельскохозяйственных нужд – 50/50, выработка электроэнергии – 50/50. Разработка проекта была завершена в 1978 году, но годом позже произошла Исламская революция в Иране и проект был приостановлен, а еще через год началась ирано-иракская война и следующие восемь лет Тегерану было не до строительства ГЭС. Война завершилась в 1988 году, про проект ГЭС вспомнили, но тут случился 1991 года и одна из сторон соглашений, что называется, наказала долго жить. Обе плотины теперь находятся с одной стороны на территории Джебраильского района Азербайджана, с другой – на территории провинции Восточный Азербайджан Ирана. Азербайджан и Иран были заинтересованы в продолжении работ, но в результате конфликта Азербайджана и Армении Джебраильский район оказался под контролем непризнанного Нагорного Карабаха.

В 1994 году состоялся первый визит Гейдара Алиева в Тегеран, где одним из результатов переговоров стало соглашение по все тем же ГЭС «Худаферин» и «Гыз Галасы». Если очень кратко, то Азербайджан фактически перенял права и обязательства по этой проекту, имевшиеся у СССР, а Иран согласился, что это именно ирано-азербайджанский проект, тем самым признав территориальную целостность Азербайджана. Главное новое условие, выставленное Гейдаром Алиевым и принятое Тегераном – освобождение оккупированных территорий Азербайджана. Еще одно новое условие – Иран взял на себя полное финансирование строительства, а Азербайджан согласился на расчет киловатт*часами после ввода объектов в эксплуатацию. Иран завершил подготовительные работы на своей территории к 2001 году, а в 2007 году произошло крайне интересное событие, о котором открыто стали говорить только в последнее время. По согласованию с Арменией КСИР создал 10-километровую зону безопасности и контролировал ее все время строительства ГЭС уже на стороне Азербайджана. На мой взгляд – уникальный случай, показывающий, что в «треугольнике» Азербайджан – Иран – Армения нормальные экономические взаимоотношения совершенно реальны. Созданная зона безопасности позволила азербайджанским гидростроителям и энергетикам контролировать ход ведения всех строительных работ, которые шли в разном темпе, в зависимости от того, находился Иран под санкциями или нет. В 2019 году министерство энергетики Азербайджана сообщало, что строительство завершено на 95%, планируемый срок запуска – 2020 год. Однако далее последовали события 2020 года на линии соприкосновения, завершением которых можно считать заявление о признании территориальной целостности Азербайджана, сделанное премьер-министром Армении Николом Пашиняном 6 октября 2022 года по итогам переговоров с Ильхамом Алиевым в Елисейском дворце при участии французских политиков.

СССР и шахский Иран, Азербайджан и Исламская Республика Иран, революции и вооруженные конфликты – чего только не было в истории проекта Худаферинской ГЭС. Но вывод ведь совершенно очевиден: политики приходят и уходят, а гидроэнергетика – вечна.

Оригинал статьи:

https://t.me/borisgeoenergetic/969
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий