Ринулись в атаку: зачем США ведут экономическую войну против России

Количество односторонних дискриминационных мер в отношении России со стороны Евросоюза и Соединенных Штатов исчисляется уже тысячами, по этому показателю наша страна обошла многолетнего “лидера гонки” в лице Ирана.

Военно-политические события на территории Украины, как уже очевидно, стали всего лишь удачным поводом для резкой активизации антироссийских действий коллективного Запада. Если посмотреть на складывающуюся ситуацию без лишних эмоций, то больше всего это похоже на решительную атаку в давно подготавливаемой экономической войне против России.

Стратегия национальной безопасности США, редакция 2017 года

То, что инициатором этой экономической войны стали именно США, вполне закономерно. В конце 2017 года президент этой страны, Дональд Трамп, подписал очередную редакцию Стратегии национальной безопасности (далее — СНБ), открытую часть которой найти несложно. Приведу несколько цитат из этого документа — исключительно для того, чтобы было очевидно, что действия Джозефа Байдена совершенно не похожи на некую внезапную импровизацию. Нынешние вызовы свободным обществам выглядят такими же серьезными, но более разнообразными, чем угрозы во время холодной войны, при тоталитарной угрозе со стороны Советского Союза.

<…> Китай и Россия стремятся формировать мир, который противоречит американским ценностям и интересам.

<…> Россия имеет целью ослабить влияние США в мире и отделить Америку от ее союзников и партнеров.

<…> Китай распространяет свою власть в ущерб суверенитету других и строит самую совершенную в мире после американской военную систему.

<…> Соединенные Штаты и Европа будут вместе противостоять российской подрывной деятельности и агрессии, а также угрозам, которые представляют собой Иран и Северная Корея“.

Никаких дипломатических формулировок, вполне “ковбойский” стиль. Вот еще одна цитата — уже не из преамбулы, а из раздела с незамысловатым подзаголовком “Доминирование в энергетике”:

“Россия распространяет свое влияние в разных районах Европы и Центральной Азии через контроль над энергетическими ресурсами. <…> Задача, стоящая перед Соединенными Штатами, — превращение Америки в энергетически доминирующее государство, обеспечив за ней центральную позицию в глобальной энергетической системе как ведущего потребителя, производителя и инноватора”.

Все расставлено по своим местам. Назначены четыре соперника — Китай, Россия, Иран и Северная Корея. Указана сильная сторона позиции России — контроль над энергетическими ресурсами на территории Евразии. Поставлена задача — обеспечение доминирования Штатов в мировой глобальной энергетике. На момент обнародования новой редакции СНБ до нынешнего обострения ситуации на территории Украины — более четырех лет, то есть для попытки глобального передела мирового энергетического рынка это обострение не причина, а повод. Но самое удивительное, что вот к такой формулировке целей и методов их достижения, отличающейся практически военной лаконичностью, Штаты готовились еще с 1970-х годов.

Мировой нефтяной кризис 1973 года, когда стоимость черного золота в считаные месяцы выросла в четыре с лишним раза, заставил страны Западной Европы и Штаты активно искать не только выход из него, но и способы, которые гарантировали бы, что ничего подобного никогда больше не повторится. Обстановка была настолько тревожной, что никто не хотел терять времени на поиск и согласование некоего общего, универсального подхода, едва ли не каждая страна искала варианты решения самостоятельно. Если и было что-то общее во всех этих действиях, то ровно одно — все страны, пострадавшие от этого кризиса, по достоинству оценили слово “диверсификация”. Не полагаться только на одного поставщика. Не полагаться только на один вид энергетических ресурсов. Не полагаться только на одну технологию использования этих ресурсов. Добиваться максимально возможной независимости от внешних игроков, опираться только на собственные возможности.

Пути выхода из мирового нефтяного кризиса. Западная Европа

Именно в середине 1970-х годов во Франции появилось совместное предприятие Framatom — France, America, Atom. За десятилетие 58 атомных энергоблоков с полной передачей всех американских технологий в распоряжение государственной компании — таким был “рецепт” во Франции. Результат оказался вполне успешным, эта страна и в наше время остается крупнейшим экспортером электроэнергии в мире, что позволило вернуть все сделанные в те годы гигантские инвестиции.

Федеративная Республика Германия и примкнувшие к ней Австрия и Италия пошли по иному пути — они резко активизировали уже начатое сотрудничество с СССР. Наше государство для западных стран в то время была однозначно более надежным партнером, чем страны ОПЕК. Природный газ оказался более дешевым и более универсальным энергетическим ресурсом, чем нефть, от поставок которой, впрочем, никто в Западной Европе и не думал отказываться. Страны Европы не только выполнили все условия знаменитого контракта “Газ в обмен на трубы”, но и вложили огромные средства и усилия в строительство всей необходимой инфраструктуры — в строительство магистральных и распределительных сетей на своей территории, в обустройство подземных хранилищ. Кроме того, для более быстрой окупаемости всех инвестиций именно в те годы Европа стремительно развивала нефтегазохимию. Природный газ — это этилен и полипропилен, это пластик и пленки, это краски и лаки, это сельскохозяйственные удобрения и далее по списку. Европе, и прежде всего Германии, удалось реализовать все проекты — напомню, что достаточно долгое время немецкая компания RuhrGas была едва ли не полным монополистом на поставки и дальнейшее распределение советского газа.

Именно реализация этих проектов вывела ФРГ на позиции “локомотива” Евросоюза, а этот успех, в свою очередь, инициировал предложение нового проекта магистрального газопровода, с которым в конце 1980-х годов выступили Финляндия и Швеция. Вот только время этой инициативы совпало с периодом драматических изменений сначала на политической карте Восточной Европы, а затем и на территории теперь уже бывшего СССР. Тем не менее скандинавский проект был воплощен в металле, хоть и значительно позже, чем изначально задумывалось: в 2012 году в эксплуатацию был принят магистральный газопровод “Северный поток” — но это, конечно, совершенно отдельная история.

Соединенные Штаты — от энергетической безопасности к доминированию

Вряд ли стоит сомневаться в том, что все эти европейские варианты выхода из нефтяного кризиса не вызывали симпатий у руководства США. Западная Европа, экономика которой со времен реализации плана Маршалла находилась едва ли не под полным контролем заокеанского сюзерена, проявляла действенные инициативы, влиять на которые Штаты не имели возможности. Больше того — даже призывы Рональда Рейгана объявить Советскому Союзу полное эмбарго после ввода войск в Афганистан Европа фактически проигнорировала, невозмутимо завершая последние этапы контракта “Газ в обмен на трубы”. Соединенные Штаты, несмотря на то что после роста нефтяных цен на их территории началась разработка сразу нескольких крупных месторождений, потребляли нефти столько, что не могли избавиться от зависимости от импорта. Какое-то время расклад сил был критичным для США — они не могли добиться такого же уровня энергетической безопасности, который удалось покорить Западной Европе.

Штатам не подходил “французский атомный” вариант: атомная энергетика во Франции была и остается сейчас государственной отраслью, а в Штатах АЭС проектировали и строили частные компании. Соседи США по географической карте не могли обеспечить трубопроводные поставки природного газа — геология сложилась так, а не иначе. Но надо отдать должное руководителям США того времени — они не ставили телегу впереди лошади, а аккуратно расставляли приоритеты. Сначала нарастить собственный уровень энергетической безопасности и только затем идти в атаку на складывающиеся и крепнущие связи Западной Европы с топливно-энергетическим сектором Советского Союза.

Для того чтобы решить все проблемы, связанные со своей энергетической безопасностью, Штаты задействовали сразу два направления. После смерти в 1976 году Мао Цзэдуна начались серьезные стратегические изменения во взаимоотношениях США и Китая. В 1978 году в Штатах началось государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, необходимых для развития и последующей коммерциализации технологии добычи углеводородов из низкопроницаемых коллекторов методом гидроразрыва пласта. О том, какие результаты обеспечили Штатам два этих направления, — в следующей статье.

Оригинал статьи:

https://lt.sputniknews.ru/20220418/rinulis-v-ataku-zachem-ssha-vedut-ekonomicheskuyu-voynu-protiv-rossii-22764919.html
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий