В пакете контрактов, подписанных 4 февраля 2022 года в ходе официального визита президента России Владимира Путина в Китай, два относятся к топливно-энергетическому комплексу наших стран.
Китайская государственная компания CNPC (China National Petrolеum Corp.) заключила договор с “Газпромом” о поставках природного газа в объеме десять миллиардов кубометров в год по так называемому “дальневосточному” маршруту, при этом на сегодняшний день нет информации, когда именно начнется реализация этого контракта. Второй договор той же CNPC – с “Роснефтью”, согласно которому российская компания в течение десяти лет отправит в Китай 100 миллионов тонн нефти железнодорожным маршрутом транзитом через территорию Китая.
“Дальневосточный” маршрут может стать продолжением магистрального газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток, который иногда для краткости называют “Силой Сибири – 3”. С учетом того, что экспортная мощность “Силы Сибири” составляет 38 миллиардов кубометров в год, это значит, что с момента выхода обоих магистральных газопроводов на полную мощность общий объем поставок российского газа в Поднебесную вырастет до 48 миллиардов кубометров. Напомним, что в соответствии с условиями договора с Китаем срок выхода на полную мощность “Силы Сибири” – 2025 год, в настоящее время идет плановое наращивание мощности. Россия и Китай синхронизировали ведение работ на своих территориях: “Газпром” наращивает объемы добычи на Чаяндинском и Ковыктинском месторождениях и строит магистраль, которая соединит их, а китайские партнеры заняты строительством газопроводов на своей территории, причем не только магистральных продолжений “Силы Сибири”, но и распределительных для обеспечения конечных потребителей.МГП Сахалин – Хабаровск – Владивосток введен в действие на всей продолжительности маршрута, а это 1880 километров, в 2011 году – именно тогда настало врем газификации нашего Дальнего Востока. Однако на участке от Комсомольска-на-Амуре диаметр труб газопровода составлял 720 миллиметров, поэтому “Газпром” планово прокладывает трубы диаметром 1220 миллиметров, проводит замену компрессорных станций на современные, подписывает новые контракты с конечными потребителями. Одновременно идет подготовка к разработке Южно-Киринского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на северо-восточном шельфе Сахалина. В настоящее время ресурсным источником МГП Сахалин – Хабаровск – Владивосток является Киринское газовое месторождение, объем добычи на котором составляет 5,5 миллиарда кубометров газа в год, и этот газ не идет на экспорт, он предназначен исключительно для внутреннего рынка Дальнего Востока России.
Извлекаемые запасы Южно-Киринского месторождения в пять раз превышают показатели Киринского, “Газпром” планирует добывать на Южно-Киринском до 20 миллиардов кубометров в год. Этого будет достаточно и для дальнейшего роста газификации Хабаровского и Приморского края, и для экспортных поставок в Китай, тем более что Южно-Киринское месторождение является частью проекта “Сахалин-3”, в составе которого еще три месторождения, то есть ресурсный источник более чем достаточен для многолетнего обеспечения всех потенциальных потребителей. Однако разработка Южно-Киринского, Лунского и Мынгинского месторождений в настоящее время еще не начата, хотя подготовка к этому идет достаточно активно. Проблема – в американских односторонних дискриминационных мерах, под которые попало Южно-Киринское месторождение.
Климатические условия Охотского моря – тяжелая ледовая обстановка, частые штормы, которые способны доставлять к районам предполагаемой добычи даже айсберги, – оставляют только один способ добычи – с использованием ПДК, подводных добычных комплексов. ПДК позволяют обходиться без буровых платформ: все оборудование расположено на дне моря, погодные условия на его поверхности никак не влияют на процесс добычи и транспортировки газа к береговым установкам комплексной подготовки газа.
У России таких технологий нет, но работа над ними идет с 2015 года, когда при Министерстве промышленности и торговли был создан научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования, одна из секций которого сосредоточена на создании технологий шельфовой добычи. Подписание контракта с CNPC – это еще и потенциальная возможность для того, чтобы к разработке технологий ПДК подключились китайские специалисты. Для России собственные ПДК важны не только потому, что дадут возможность разработки месторождений проекта “Сахалин-3”. По оценкам экспертов отрасли, общий объем спроса на ПДК может составить до 400 единиц – это даст возможность “Газпрому”, “Роснефти”, “Лукойлу”, “Газпром Нефти” и другим нашим нефтегазовым компаниям приступить к разработке месторождений на шельфах Карского, Баренцева и других морей Северного Ледовитого океана.
Отметим, что потенциально реализацию нового контракта с CNPC “Газпром” может осуществить и за счет строительства газопровода, который соединил бы “Силу Сибири” и “Силу Сибири – 3”. Такой вариант позволил бы не только обеспечить необходимые объемы экспорта, но и стал бы основой для дальнейшей интенсификации всех регионов России, расположенных вдоль Амура. Каким будет решение “Газпрома”, вероятно, станет известно, в ближайшее время.
Перспективы строительства магистрального газопровода “Сила Сибири – 2”, который планируется использовать для того, чтобы транзитом через территорию Монголии поставлять в Китай газ с месторождений Ямала. Этот проект значительно более масштабен, чем “Сила Сибири – 3”, он будет иметь серьезное значение для всех участников – России, Китая и Монголии, но и согласование всех нюансов этого контракта займет больше времени. В силу того, что ресурсными источниками “Силы Сибири – 2” станут те же месторождения, которые обеспечивают поставки газа по “Северному потоку – 2”, определенное значение проект этого МГП имеет и для европейских партнеров “Газпрома”. Однако пытаться предугадать, как будет развиваться проект “Силы Сибири – 2” – занятие не благодарное, все будет зависеть от хода переговоров между Россией и Китаем на государственном уровне.
Контракт CNPC с “Роснефтью” можно считать не двусторонним, а трехсторонним. В настоящее время грузооборот по Ланьсиньской железной дороге, соединяющей Китай и Казахстан, составляет около 25 миллионов тонн в год. Дополнительные грузы в объеме десяти миллионов тонн в год положительно скажутся на развитии железнодорожной системы Казахстана, а Россия, в свою очередь, получит возможность нарастить объемы экспорта черного золота, не перегружая при этом и без того работающие в крайне интенсивном режиме БАМ и Транссиб. Для Китая этот контракт – не только дополнительные поставки нефти, позволяющие справляться с динамично растущим спросом, но и продолжение проекта “Шелковый путь”, частью которого является Ланьсиньская железная дорога.
Оба контракта, заключенные в феврале 2022 года, – наглядный пример возможности взаимовыгодного международного сотрудничества, позволяющего развивать экономику стран, в нем участвующих. Разительное отличие от того, как в настоящее время выглядит сотрудничество с целым рядом европейских стран, которое затруднено по геополитическим причинам. В проектах, в которых будут участвовать Россия, Китай, Монголия и Казахстан, проигравших нет – как принято говорить на Западе, классический win-win. Остается надеяться, что пример такого сотрудничества поможет европейским странам задуматься о том, что выгоднее – пытаться навязать России свои правила игры или же вернуться к конструктивным отношениям.
Оригинал статьи:
https://lt.sputniknews.ru/20220211/proigravshikh-ne-budet-perspektivy-gazoprovoda-sila-sibiri–2-21499298.html