Погодные энергетические припадки: Украина не отступает от газовых традиций

Украина – единственное государство на планете, которое способно в своих ПХГ хранить годовой запас необходимого ей голубого топлива. Вот только завидовать этому достижению не приходится.

Начало 2020-х годов стало тем удивительным временем, когда объективные новости о состоянии энергетической отрасли Европы необходимо начинать с изучения сводки погоды. Чем ниже температура – тем тревожнее новости о разворачивающемся энергетическом кризисе, тем больше алармистских настроений по поводу того, что для конечных потребителей сложившаяся ситуация может обернуться еще более стремительным ростом тарифов, а то и веерными отключениями электроэнергии. При этом можно сколько угодно перечислять объективные факторы, которые привели к такому результату: холодная зима и весна 2021 года, высокие температуры летом при одновременном затяжном штиле, резко уменьшившиеся объемы поставок СПГ и так далее. Все эти факторы действительно имели место, но это не отменяет детского вопроса: о чем же все это время думали руководители тех государств, которые теперь испытывают проблемы с высокими ценами и дефицитом энергоресурсов?

Самое удивительное, что и ответ получится таким же детским:

“Думали, что само рассосется”.

В 2020-е годы при всех успехах в цифровизации, в области искусственного интеллекта, при наличии суперкомпьютеров и больших баз данных рассчитать, чем может обернуться комбинация всех факторов, не получилось. Энергетический кризис на территории Европы – наиболее объективный критерий для оценки системы государственного управления для любой из стран. Молдавия вынуждена повышать цены на природный газ для конечных потребителей сразу в два раза – это одна оценка, остаются совершенно стабильными цены в Венгрии – это другая оценка. Большое подспорье для профессиональных политологов, облегчающее анализ происходящего в европейских странах.

Энергетический баланс Украины

На территории Европы есть и такое государство, как Украина. Здесь к концу недели погода такова: от нуля до плюс шести градусов в Харьковской области, от плюс пяти до +14 в Ужгородской области, от минус одного до плюс семи в Черниговской, от плюс семи до одиннадцати в Одесской, в Киеве от плюс одного до девяти. Для ноября обычная среднегодовая температура на этих широтах и при таких удалениях от морского побережья. Добавим объективные факторы, а потом взглянем на то, какими оказались результаты энергетической отрасли с учетом работы системы государственного управления.

Около 52 процентов электроэнергии на Украине вырабатывают 15 энергоблоков шести АЭС, генерация которых абсолютно не зависит от времени года и температуры. Объем потребления природного газа в 2020 году составил 29,84 миллиарда кубометров, из которых на долю населения пришлось 8,17 миллиарда кубометров, все остальное было использовано промышленностью, в том числе энергетической отраслью. Собственная годовая добыча в том же 2020-м – 19,18 миллиарда кубометров, импорт – 10,66 миллиарда кубометров.

При этом общий объем 11 подземных хранилищ на территории этой страны превышает 30 миллиардов кубометров. Еще раз сосредоточимся всего на двух числах: объем годового потребления – 30 миллиардов кубометров, объем ПХГ – 30 миллиардов кубометров. Это фантастическое, невероятное соотношение, которое не достигнуто ни одной страной мира, мировой рекорд – можете добавить любые лестные эпитеты по вашему вкусу.

Для сравнения: в России при годовом потреблении газа около 480 миллиардов кубометров общий объем ПХГ составляет 73 миллиарда кубометров, в Евросоюзе – 550 миллиардов кубометров газа в год при объеме ПХГ 97 миллиардов кубометров, и такие показатели являются одними из лучших на планете. Украина – единственное государство на планете, которое способно в своих ПХГ хранить годовой запас необходимого ей голубого топлива. Вот только завидовать этому достижению не приходится – напомню, что в 2013 году объем потребления газа на Украине составил 50 миллиардов кубометров. Снижение этого объема на две трети за семь лет является наглядным доказательством деиндустриализации и депопуляции этого государства, но это уже, конечно, совершенно отдельный разговор.

Еще один существенный сегмент энергетического баланса Украины – угольная генерация. В нем статистика тоже более чем превосходная: при годовом потреблении порядка 20 миллионов тонн угля объем его добычи на территории Украины составляет около 25 миллионов тонн. Доля тепловых электростанций в энергетическом балансе этой страны – 33 процента. Поэтому можем с чистой совестью зафиксировать: 85 процентов электроэнергии на Украине вырабатывают электростанции, работа которых совершенно не зависит от погодных условий, от температуры воздуха, ветра и облаков. С учетом того, что ГЭС вырабатывается еще пять процентов электроэнергии, можем констатировать: чтобы решать все вопросы энергообеспеченности и энергетической безопасности, у Украины имеется весьма надежная база.

Технические возможности и политическое руководство

О погоде на Украине я сказал не просто так. С 8 ноября энергетические компании этой страны начали импорт электроэнергии из Белоруссии на постоянной основе. Сейчас объем импорта составляет 9,6 гигаватт-часа в сутки, максимальная техническая возможность позволяет увеличить этот показатель. Это вполне объективное доказательство того, что уже сейчас, при положительных температурах энергетическая система Украины самостоятельно удовлетворить спрос своих потребителей не способна. Почему так?Общий объем угля на складах ТЭС Украины составляет уже менее 500 тысяч тонн при нормативе, заданном Министерством энергетики 3,2 миллиона тонн. При имеющихся температурах воздуха срабатываемость запасов угля составляет около 70 тысяч тонн в сутки. Разумеется, это не значит, что через неделю уголь на электростанциях закончится – его добыча продолжается, часть свежедобытой продукции отправляется в топки электростанций, что называется, “с колес”.Кроме того, политические руководители Украины уверяют, что в течение ноября ожидается поставка угля из-за рубежа в объеме 560 тысяч тонн. Это дает основания полагать, что ноябрь Украина уверенно пройдет без веерных отключений электроэнергии, при этом твердые основания утверждать, что благополучным будет и декабрь, отсутствуют. Слишком многое зависит от температуры воздуха, от того, будут ли работать угольные шахты или возникнут проблемы из-за забастовок, от того, насколько быстро будет работать железная дорога, чтобы доставить уголь от морских портов до областей на северо-востоке.

Объем накопленного в ПХГ газа, как показывают данные государственной компании “Укртрансгаз”, составляют чуть менее 18 миллиардов кубометров. Однако в этих данных нет детализации собственников этих объемов. Если опираться на экспертное мнение аналитиков отрасли, то около четырех миллиардов кубометров – газ европейских компаний, использующих ПХГ Украины для собственной коммерческой деятельности. Еще четыре миллиарда кубометров – балансовый объем газа, снижение объемов которого может привести к серьезным техническим проблемам самих ПХГ. В таком случае в распоряжении Украины – около десяти миллиардов кубометров газа на предстоящий отопительный сезон, но и это не окончательная цифра. Часть газа принадлежит украинским частным компаниям, которые по действующему законодательству этой страны имеют полное право этот газ экспортировать по собственному усмотрению. Единственный цивилизованный способ не допустить экспортных поставок из украинских ПХГ – предложить владельцам газа выгодные финансовые условия. Но такой ресурс, как свободные деньги, в бюджете Украины практически отсутствует, дополнительной нагрузкой стали еще и государственные обязательства перед производителями зеленой электроэнергии.

Чтобы хотя бы частично рассчитаться по создавшейся задолженности, Украина пошла на внешний заем под 6,8 процента годовых, но полученные под облигации 820 миллионов долларов ушли не на закупку угля, а на расчеты с частными компаниями – владельцами солнечных и ветряных электростанций.

Если коротко:

Украина продемонстрировала невероятный уровень всей системы государственного управления. При таких объективных данных добиться устойчивого дефицита как природного газа, так и угля было очень непросто, но правительство и администрация президента Украины смогли справиться с этой задачей. Поздравлять украинских политиков или реагировать как-то иначе – решать, разумеется, украинским избирателям.

Из имеющихся резервов на случай морозной погоды Украина располагает техническими возможностями импорта электроэнергии: уже упомянутый белорусский канал и вдвое более мощный — из России. Но и здесь в энергетическую отрасль могут вмешаться успешные и перспективные украинские политики – уже неоднократно они озвучивали заявления о том, что покупать электроэнергию у России страна, доставшаяся им в управление, не будет ни при каких обстоятельствах. Денег нет, угля нет, газа нет, но уверенность в правильности политики – в наличии.

Разумеется, можно привести множество подробностей того, что именно происходит в энергетике Украины:

расход и пополнение запасов угля и газа, работающие и остановленные энергоблоки, перспективы импорта, объемы транзита российского газа и так далее.

Но важнее сделать основной вывод:

даже самая сбалансированная, самая надежная система энергообеспечения может быть разрушена при постоянных системных ошибках политического руководства страны.

Пример Украины важен – теперь мы лучше знаем, как делать нельзя, нам есть на чьих ошибках учиться.

Ну а подробности того, что там происходит, Россию, на мой взгляд, должны интересовать только с одной точки зрения: наша страна совершенно не заинтересована в гуманитарной катастрофе непосредственно у собственных границ.

Оригинал статьи:

https://lt.sputniknews.ru/20211115/pogodnye-energeticheskie-pripadki-ukraina-ne-otstupaet-ot-gazovykh-traditsiy-19943661.html
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий