ЕС не понял главного, но Путин объяснил: почему РФ невыгоден энергокризис

В результате цены на СПГ в этих регионах вышли на более высокий уровень, чем на европейском рынке, и по показателю “год к году” объем поставок СПГ в Европу снизился на 18 миллиардов кубометров.

C 13 по 15 октября 2021 года в Москве прошла очередная, четвертая по счету, “Российская энергетическая неделя”. После прошлогодних проблем, связанных с пандемией COVID-19, РЭН-2021 стала уже третьим международным форумом, который Россия в этом году провела в очной форме, и третьим, на пленарном заседании которого с речью выступил Владимир Путин.

Причины европейского энергетического кризиса

Выступление президента России оценивают по-разному, но оценка может быть объективной, только если не забывать о том, что он говорил неделей раньше на совещании по вопросам энергетики с членами правительства и главами регионов.

Именно на том совещании Путин дал полный анализ причин возникновения кризиса на европейском газовом рынке.

Свою роль сыграли погодные условия:

продолжительная холодная зима,

первые два весенних месяца с температурами значительно ниже средних,

летняя жара и штиль.

Одновременно со всем этим – засушливая погода в Южной Америке и Юго-Восточной Азии, из-за которой в этих регионах снизилась выработка электроэнергии на ГЭС, тем самым подстегнув спрос на СПГ. В результате цены на СПГ в этих регионах вышли на более высокий уровень, чем на европейском рынке, и по показателю “год к году” объем поставок СПГ в Европу снизился на 18 миллиардов кубометров. Но даже такая совокупность неблагоприятных для Европы факторов могла быть успешно преодолена, если бы Еврокомиссия не допустила целый ряд системных ошибок. С 2009 года в энергетическом балансе Европы кратно выросла доля генерации на солнечных и ветряных электростанциях, при этом страны – члены ЕС не только не вводили в строй дополнительные резервные мощности, которые могли бы компенсировать снижение генерации на ВИЭ в случае неблагоприятных погодных условий, – наоборот, из эксплуатации был выведен целый ряд электростанций атомных и угольных.

Кроме того, в соответствии с “Целевой моделью газового рынка Европы” ЕК приложила максимум усилий, чтобы стимулировать европейские энергетические компании отказываться от долгосрочных газовых контрактов, вместо этого полностью сосредоточившись на торговле газом на спотовых площадках. В результате даже к тому времени, когда стала очевидной сложившаяся комбинация неблагоприятных для энергетического рынка Европы обстоятельств, никаких действий, которые могли бы помочь сохранить надежность энергообеспечения, предпринято не было.

К августу стало очевидно, что Европа не успевает компенсировать объемы газа, извлеченные из ПХГ во время отопительного сезона: хотя российский “Газпром” по показателю “год к году” увеличил объемы поставок в Европу на 15 процентов, дефицит газа составил порядка 20 миллиардов кубометров. Итогом такой недальновидной, непродуманной энергетической политики и стали галопирующие цены на природный газ, вслед за ним – на уголь энергетических сортов и, как следствие, на электроэнергию. При этом совещание Евросовета по вопросам энергетического рынка было перенесено с начала августа на конец октября – хотя в 2020 году отопительный сезон в ЕС начался 12 октября. Сразу отметим, что и в этом году глобальное потепление сопровождается локальным похолоданием – отопительный сезон в Европе стартовал 14 октября.

Совещание по энергетике России – выводы

Вывод, сделанный президентом России на совещании по энергетике, совершенно логичен:

тот вариант, тот темп энергоперехода, который выбрал Евросоюз, и привел Европу к энергетическому кризису. Учиться нужно на чужих ошибках, что Владимир Путин и предлагает сделать российской энергетике:

“Такой энергопереход нам не нужен”. Энергетика должна сохранять самый важный критерий – надежность, гарантированное обеспечение всех отечественных потребителей как электрической, так и тепловой энергией.

Переход на низкоуглеродную генерацию не может быть самоцелью, Россия должна в полной мере сохранять диверсифицированность источников генерации, к любым изменениям подходя взвешенно, на основании тщательного анализа. Важно помнить, что продолжительность инвестиционных циклов в энергетике в среднем составляет около пяти лет – период, в течение которого успевает подготовиться к предстоящим изменениям компания “Россети”. Именно сетевое хозяйство несет основную нагрузку при любых трансформациях энергетической отрасли – “Россети” обеспечивают включение в Единую энергетическую систему (ЕЭС) России и ОЭС (Объединенную энергосистему) Востока новых электростанций, “Россетям” предстоит обеспечивать и инфраструктуру для электрического транспорта в том случае, если он получит большое распространение в нашей стране. Опыт энергоперехода в других странах не может быть для России образцом для подражания, нам необходимо учитывать наши климатические и географические условия, имеющийся баланс энергосистемы и обеспеченность энергетическими ресурсами.

Проблемы и перспективы мировой энергетической системы

Выступление Владимира Путин на РЭН стало своеобразным продолжением и развитием его речи на совещании по энергетике. Коснувшись проблем, через которые пришлось пройти мировой энергетике в 2020 году, президент России напомнил, что преодолеть кризис в нефтяной отрасли удалось исключительно благодаря согласованным, продуманным действиям ОПЕК+. Страны, принимающие участие в этом соглашении, действовали максимально ответственно, отдавая себе отчет в том, что от их действий зависит, будет ли кризис преодолен или же станет началом глобального экономического кризиса. Результат предпринятых действий оказался положительным, и такой опыт взаимодействия может быть использован в дальнейшем, в том числе чтобы обеспечить мировой энергетической системе переход к низкоуглеродной энергетике без кризисных явлений, без нарушения энергообеспеченности на протяжении переходного периода. Наглядный пример успешности действий для следующей части выступления, которая была посвящена краткому анализу того, что сейчас происходит на европейском газовом рынке.

Полная несогласованность действий европейских регулирующих органов, энергетических компаний и компаний коммунальных, отвечающих за энергоснабжение конечных потребителей, – это системные изъяны, избавиться от которых Евросоюзу будет непросто. Итог этих изъянов известен: энергетика Европы перестала быть предсказуемой и стабильной, неопределенность приводит и будет приводить к разбалансировке всей экономики, фундаментом которой энергетика и является.

Уровень цен на электроэнергию в европейских странах в настоящее время в 10-15 раз выше уровня цен в России – это и есть индикатор успешности работы энергетической отрасли. Но при этом Россия не заинтересована в нынешних ценах на энергетические ресурсы на европейском рынке. Если настолько высокий уровень сохранится в дальнейшем, это приведет к негативным последствиям в российской экономике – могут вырасти цены на импортируемые товары, может снизиться объем поставок энергоресурсов. Экономика стала слишком глобальной, чтобы можно было надеяться на долгосрочное извлечение выгоды из кризисных явлений, любой участник мировой экономики заинтересован в стабильности и предсказуемости. Россия, ее государственный концерн “Газпром” самым тщательным образом выполняют все обязательства по долгосрочным контрактам, но этого недостаточно.

Диалог производителей и потребителей

Стабильность энергетики зависит от действий не только поставщиков энергоресурсов – не менее важно и ответственное поведение потребителей.

Выход из сложившейся обстановки, предложенный Путиным,

– необходимость договориться о глобальных механизмах балансировки энергетического рынка, начать обстоятельный диалог производителей и потребителей, свободный от политических предрассудков и навязанных клише. Только такой диалог может обеспечить выработку решений, учитывающих рыночные тенденции и интересы всех сторон. При этом Россия не собирается брать на себя роль некоего арбитра – наша экономика тоже является частью мировой системы, она не может быть свободна от такой глобальной проблемы, как изменение климата на планете.

Повышение среднегодовых температур в Арктике идет даже быстрее, чем во всех остальных регионах планеты, поэтому Россия напрямую заинтересована в энергопереходе, но в таком, который учитывает и сохраняет наши национальные интересы, не идет по лекалам, разработанным в других странах. Понимая свою ответственность, Россия ставит перед собой серьезнейшую задачу – выход на углеродную нейтральность к 2060 году. При этом важно следовать принципам технологической нейтральности, объективно оценивая углеродный след разных видов генерации. Именно по этой причине ни в коем случае нельзя отказываться от развития атомной энергетики – ее углеродный след выше, чем у ветряной энергетики, но ниже, чем у солнечной. Экспорт российских атомных технологий будет продолжен – тем самым Россия будет вносить вклад в декарбонизацию мировой энергетики.

Эксперты отрасли едины в своем мнении:

доля углеводородов в мировой энергетике постепенно снизится, но это будет проходить постепенно и прежде всего за счет уменьшения доли угля и нефти, а не за счет природного газа – экологически самого чистого вида топлива на весь переходный период.

Исходя из этих положений, стратегия России очевидна:

необходимо наращивать производство СПГ для обеспечения переходного периода всем странам, участвующим в Парижском соглашении по климату, необходимо наращивать объемы нефтегазохимии, чтобы отрасль добычи нефти и газа получила новое направление для развития.

На выступлении Путина пленарное заседание РЭН-2021 не закончилось – в нем приняли участие представители отрасли, президент ответил на ряд вопросов модератора сессии. К сожалению, все это отвлекло внимание от главного посыла выступления:

Россия была и остается ответственным участником Парижского соглашения, но для стабильности мировой энергетики и, следовательно, экономики необходим диалог всех заинтересованных сторон, как производителей, так и потребителей энергоресурсов.

Россия к такому диалогу готова, а вот услышали ли выступление Владимира Путина и готовы ли к диалогу наши международные партнеры, может показать только время. Для нас важно, что выступление руководителя государства было сразу услышано и правильно оценено теми, от кого зависит развитие российской энергетики – не только соответствующим министерством, но и руководителями наших естественных монополистов. Но об этом – в следующей статье.

Оригинал статьи:

https://lt.sputniknews.ru/20211022/es-ne-ponyal-glavnogo-no-putin-obyasnil-pochemu-rf-nevygoden-energokrizis-19521851.html
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Мне вот здесь не совсем понятно: “[…]К августу стало очевидно, что Европа не успевает компенсировать объемы газа, извлеченные из ПХГ во время отопительного сезона: хотя российский “Газпром” по показателю “год к году” увеличил объемы поставок в Европу на 15 процентов, дефицит газа составил порядка 20 миллиардов кубометров.[…]”

    Как и почему Газпром увеличивает поставки на 15%? Везде же говорится, что Газпром поставляет по долгосрочным контрактам. То есть, оговорена не только цена, но и объём постовок. Или там присутствует опция “”+-“? Или объём в принципе гибкий а цена нет? Объясните пожалуйста.

    Спасибо!

    Ответить