Владимир Путин поддержал идею строительства частной железной дороги севернее БАМа для транспортировки угля.
7 июля об этой инициативе упомянул на совещании с президентом глава РЖД Олег Белозеров
«Коллеги предложили вариант — построить вообще отдельную ветку в сторону Тихого океана», – сказал он об инициативе, с которой выступил Альберт Авдалян, владелец компании «А-Проперти».
После удачной продажи акций компании YotaPhone он выкупил Эльгинское месторождение на юге Якутии, где находятся более 2 млрд тонн коксующегося угля. Но столкнулся с проблемой: как вывозить уголь из Якутии? На сегодняшний день это можно сделать только через БАМ, а БАМ, как известно, перегружен.
На днях он выступил с предложением построить севернее БАМа дорогу больше 1000 км по Якутии. В РЖД начались проволочки, и в итоге Авдалян решил, что сам найдёт деньги на строительство дороги.
Владимир Путин, узнав об этой инициативе на совещании, не стал возражать: поручил «делать, если это целесообразно».
«РЖД будет искать деньги на вторую колею, на уголь Авдаляну хватит и одной. Но, реализуя свой проект, он столкнулся с другой неожиданной проблемой: якуты кончились – ему уголь добывать некому, потому что перед ним в Якутию влез «Колмар», построил три шахты, два горно-обогатительных комбината. И якуты кончились.
Авдалян не стал горевать и заказал проектировщиков. Они будут проектировать посёлок городского типа на 20 тысяч человек. Не хочет он таскать вахты, хочет город построить. Якуты в шоке. Правительство Якутии предлагает построить и школы, и больницы: «Мужик, давай!» И он даёт. Заказал проект у питерской компании, которая в своё время проектировала северные города, такие как Норильск, Якутск. Они понимают эти арктические условия. Может, что-то и спроектируют. Удивительные вещи происходят! Своя железная дорога, свой город! У нас такого не было.
Другой российский предприниматель – Роман Троценко – может на то же самое попасть: он в своё время выкупил Сырадасайское угольное месторождение. По советским временам там было обозначено около 500 млн тонн коксующего угля, там тоже нужна обогатительная фабрика. Он заказал проект, чтобы ему всё посчитали: порт надо строить, ГОК, дороги, электростанции. Но по условиям лицензии геологи должны были продолжать разведку. Ну, он их туда запустил и забыл. А когда проект у него уже прошёл госэкспертизу, они вернулись обратно и сказали, что если он будет добывать в темпе 10 млн тонн угля в год, то уголь там закончится через 600 лет. Они немножко уточнили: там, где было 500 млн тонн, сейчас 5,8 млрд тонн. И Троценко понял, что он занимается инвестиционным проектом продолжительностью в 500 лет. И я так понимаю, что он тоже будет думать: вахтовый посёлок на 500 лет строить или что-то более серьёзное.
И всё это под громкие крики, что век угля закончился. Сегодня Кудрин заявил, что от угля мы уже отказались, а вчера стоимость угля составила 112 долларов за энергетические сорта. И такое в последний раз было в 2001 году. «Газпром» дополнительного газа не даёт, и я так понимаю, что Европа уверенно забыла про Грету Тумберг, и раз нет газа, решила брать уголь. Что ей делать-то?
Плюс Юго-восточная Азия в течение ближайших 6 лет в общей сложности планирует построить 400 новых угольных электростанций. Так что заканчивать век угля пока, мягко говоря, рановато».
Оригинал статьи:
https://jpgazeta.ru/rossijskie-biznesmeny-stalkivayutsya-s-neobhodimostyu-stroit-novye-goroda/