Россия и Пакистан подписали соглашение о строительстве газопровода «Пакистанский поток».
«Профильными ведомствами наших стран проведена большая работа по подготовке этого протокола, его подписание позволит нашим компаниям в самое ближайшее время начать практическую реализацию проекта, тем самым помочь пакистанской стороне укрепить собственную энергетическую безопасность и повысить использование природного газа как экологически чистого источника энергии», — сообщил российский инженер Николай Шульгинов
«Начнем с простых вещей. Населения Пакистана на сегодняшний день более 200 миллионов человек. Обеспеченность запасами газа на собственной территории у страны просто «великолепная». Целых 3% процента они могут обеспечить себе сами. Население больше, чем в России, газа нет. С газом не сложилось ни у них, ни у Индии. Поэтому рынок более чем перспективен.
Почему необходим этот газопровод? Основной промышленный район – это север Пакистана, там море приблизительно такое же, как и белорусское, бурное со множеством течений. То есть необходимо обеспечить прием СПГ и поставку на север, где имеется промышленность. Для этого предназначен «Пакистанский поток».
В свое время, когда прорабатывался проект балтийского СПГ в Усть-Луге, партнером Газпрома собирался выступать Shell и тогда шла речь о том, что этот завод предназначен для Индии и Пакистана, а не для Европы. С Пакистаном все более понятно, спрос есть – газа нет. Сохранится ли эта направленность сейчас, когда Shell вышел и пришла Росгаздобыча сказать сложно, но рынок более чем перспективен. Если Усть-Луга действительно будет работать на Пакистан или Индию, то работы с Ямала выгоднее по географическим обстоятельствам. Будет дешевле и короче. Что касается самого проекта трубы, то далеко не первый год об этом шла речь. Изначально партнером собирался выступать Ростех, который никогда не строил никаких газовых магистралей, из-за чего непонятно, чем было обусловлено это решение. Разумеется, ни о чем не договорились, а закончилось все тем, что Ростех попал под санкционные меры со стороны США и то, что Пакистан не отказался сотрудничать с Россией, стал прорабатывать проект с Газпромом, достаточно хорошее решение. Это говорит о том, что влияние РФ в данном регионе не только сохраняется, но и расширяется. Мы ведь могли перебежать к кому-то другому, но этого не сделали.
СПГ в Индию Газпром уже поставляет, причем вместо своего завода на Сахалине перехватывает газ у Ямал СПГ для того, чтобы присутствовать в Индии. Хоть и не самая большая биржа, но рынок застолбить надо было, и Газпром это сделал. Не исключено, что проект Усть-Луга будет разорван надвое и для Пакистана, и для Индии.
Что касается Индии. Создавался проект по разработке газового месторождения Фарзад Б на иранском шельфе, но до чего-то разумного пока договориться не удается. Изначально лицензионный участок по соглашению разделения продукции прорабатывали индийские государственные компании, которые, собственно говоря, это месторождение и открыли. Они занимались георазведкой, сначала был лицензионный участок, который они нашли. Было это еще в 2013 году, процесс был прерван с наступлением санкций ООН. До того, как подписали всеобъемлющее соглашение по ядерной программе Ирана, Индия вернулась к этому проекту. Изначально была идея, что Индия разрабатывает все это за свой счет, та доля, которая принадлежит Ирану, идет в счет оплаты, а потом уже деньги делятся в соответствии с этим соглашением. То есть, индусы изначально должны были предложить проект Ирану.
Последний раз Индия предлагала проект морского газопровода до территории Ирана, расстояние между странами порядка 400 км. Это подразумевает дополнительное строительство СПГ-завода на территории Ирана, дополнительный заказ завозов, регазфикационный терминал на территории Индии. Когда она предоставили эту замечательную схему Ирану, у них волосы дыбом стали. Индия объяснила это тем, что часть маршрута от Фарзада Б проходит по территориальным водам Пакистана – договориться невозможно. Последнее заявление со стороны Ирана было в 2019 году. В том случае, если Индия ничего разумного предложить не может, то будет предложена другая компания. Будет ли этой компанией Газпром, сказать сложно, как я понимаю переговоры, еще ведутся.
Если Газпром сумел договорится с Пакистаном о строительстве магистрали, о которой мы говорим, то думаю, что все остальные вопросы с ним он тоже решит, будет там лежать труба в Индию, и ничего страшного не произойдет. То есть этот проект не забыт, но в каком он состоянии в силу обстановки сказать сложно. Иран под санкциями, Газпром не любит ничего говорить пока не будет подписан последний договор. Вариант использовать месторождение Ирана со счетов не сбрасывается.
Строительство газопровода в Усть-Луге закончится в 2024-2025 году. Появится СПГ-завод, все должно совпасть. Проект и регион (Пакистан) более чем перспективный, что касается Усть-Луги, не стоит сбрасывать со счетов Бангладеш, население тоже огромное, газа тоже нет. Находится неподалеку от Индии и Пакистана. Кстати, Индия намного лучше обеспечена газом, чем Пакистан. Если Пакистана хватает только на 3%, то Индию почти на 5%».
Оригинал статьи:
https://jpgazeta.ru/boris-marczinkevich-pakistanskij-energeticheskij-rynok-bolee-chem-perspektiven-dlya-rf/