Начало поставок российского газа в Иран с технической точки зрения может состояться в сжатые сроки за счет использования еще одного задела времен СССР, “кусочек” нашей истории, который основательно забыт.
В 1970 году была введена в эксплуатацию первая фаза магистрального газопровода Iranian Gas Trunkline (IGAT-1) от гигантского месторождения Пазенан (начальные извлекаемые запасы газа в котором достигали 1,5 трлн кубометров) до города Астара, разделенного государственной границей надвое. Месторождение Пазенан активно разрабатывается и в наше время, являясь основным источником газа для внутреннего рынка Ирана и имеет все шансы оставаться таковым еще десятилетиями: Пазенан является частью газоконденсатной провинции, в которую также входят месторождения Агаджари и Гачсаран.
В 1972 г. IGAT-1 был выведен на проектную мощность в 10 млрд кубометров в год. В 1979 году работа газопровода была прекращена, но технологически он исправен: Иран, в отличие от Европы, является цивилизованным государством.
В 1982-1983 г. газ в советский Азербайджан пришел с севера – по магистрали Моздок – Махачкала – Кази-Магомед, в 1983 г. трубопровод был продлен до Баку. Проектная мощность – до 13 млрд кубометров газа в год, но в настоящее время используется только для своповых поставок объемом до 2 млрд кубометров газа в год.
Владимир Путин с технической точки зрения был совершенно прав, когда говорил о том, что поставки российского газа в Иран могут быть начаты оперативно с объема 1,5 млрд кубометров в год. Вопрос, на мой взгляд, не только в формуле цены, но и в том, пойдет ли Азербайджан на очевидный политический риск: предоставление транзитных услуг для двух государств, на которые Дикий Запад в общей сложности наложил более 50 тысяч так называемых “санкций”, в наше непростое время действительно может вызвать не самые прогнозируемые последствия.
Оригинал статьи:

