Сложившийся к сегодняшнему времени способ товарообмена, ставший привычным едва ли не для всех нас — биржевой. Биржевая торговля хороша везде, кроме газовой сферы. Попытки превращения природного газа в классический биржевой товар наталкиваются на несколько ограничений, исходящих из его физических свойств: он имеет очень невысокую плотность. Для биржевой торговли тем или иным товаром участники этих торгов должны иметь его складские запасы, а вот со складскими запасами конкретно природного газа есть проблемы. Это нефть можно хранить там, где участникам торгов максимально удобно, а с обустройством ПХГ никакие директивы Еврокомиссии и прочие распоряжения не работают.
Матушка-природа или дает возможность обустроить ПХГ на месте бывших месторождений, в водопроницаемых песчаниках или в подземных слоях каменной соли или не дает. Больше того — ПХГ порой не желают соблюдать государственные границы, природе на наличие на поверхности двуногих разумных как-то так себе, она за 5 млрд лет своего существования каких только букашек не видела. Какие-то ПХГ удается обустроить поближе к действующим месторождениям, какие-то дальше — а это тоже важно, поскольку для того, чтобы отправить газ в подземелье, приходится строить трубопроводные магистрали. Ровно то же соображение и относительно потребителей: если крупное ПХГ находится неподалеку от мегаполиса или крупного промышленного узла — повезло, если нет — придется в эти распределительные трубы и прочие компрессорные станции вкладываться куда как серьезнее.
Ровно то же соображение и по поводу СПГ: хранить его в криогенных емкостях при температуре в минус 162 по Цельсию — дорого, снова нужны ПХГ, магистрали к ним и распределительные сети от них.
Именно по этой причине единого мирового рынка природного газа как не было, так и нет, получилось создать только региональные: европейский, рынок ЮВА, рынок Северной Америки, постепенно, без суеты, складываются рынки Латинской Америки и даже Африки.
Оригинал статьи: