Мы умеем жить там, где все другие народы «героически выживают». Такая нам «досталась» страна – бескрайность ее просторов стала причиной нашего способа мыслить. Сотни лет, при царях и при смуте, во время и после войн и революций мы упорно шли туда, где для европейцев и азиатов начиналась бездна, край Ойкумены. На Дальний Восток, в Арктику, по льдам Северного Ледовитого океана – в хрупких лодчонках под парусом да на веслах, на лошадях, на оленях, на собаках и просто пешком. Конный караван в XV веке в Индию, деревянные боты в XVII веке – на Аляску посмотреть, на парусных шлюпах в XIX веке – Антарктиду открывать, поскольку кроме нас некому. Так что это тоже факт – именно мы способны справляться с любыми климатическими трудностями и сложностями.
Кто сомневается – пусть взглянет еще разок сначала на Колымскую или Усть-Хантайскую ГЭС, а потом – на Асуанскую, памятуя о том, что все это спроектировано и построено Россией (в тот исторический период, когда она называлась СССР).
Кто бы и чтобы не рассказывал про «зеленую революцию» в энергетике, как бы часто не произносились эти мантры, любой образованный человек понимает, что еще с прошлого века основные причины «горячих» и «холодных» войн, новомодных «теплых» конфликтов связаны с борьбой государств и крупных корпораций за контроль над месторождениями энергетических ресурсов и над маршрутами их доставки.
Конфликты между Индией и Пакистаном, между Индией и Китаем – это «чистая политика» или, если присмотреться, борьба за контроль над гидроэнергетическими ресурсами рек, берущих свое начала на тамошних высокогорьях? Откровенная ненависть США по отношению к Ирану – это политика или страх за то, что Исламская Республика в любой момент способна перекрыть Ормузский пролив, главную «нефтяную артерию» планеты?
Дискриминационные меры США против Венесуэлы – это политика или же борьба за контроль над государством с самыми большими в мире запасами нефти? Политика влияет на развитие энергетики, но в то же время энергетика во многом определяет политику – от смены правительств в угоду энергетическим корпорациям до «небольших победоносных войн» то в Ливии, то в Ираке.
Оригинал статьи: