Site icon

БРИКС+ создает свое МАГАТЭ? Часть первая

Платформа по атомной энергетике объединит профильные компании и организации стран-членов БРИКС+

Профильные компании и организации БРИКС+ создают Платформу по атомной энергетике. Казанский саммит БРИКС остается в фокусе внимания множества комментаторов – как из стран, принявших участи в форуме, так и сторонних наблюдателей, в том числе и тех, кто относится к этому интеграционному проекту крайне настороженно и неодобрительно. И Владимир Путин, как руководитель России, председательствующей в этом году в БРИКС, и многие другие выступавшие на форуме, неоднократно подчеркивали, что БРИКС не имеет антизападной направленности, что на сегодня это просто проект без участия Запада – изменить черно-белое мышление европейских и американских политиков не удается, да и вряд ли удастся. “Если не с нами – то против нас” – это они понимают, а вариант “Без вас, потому что у нас своих проблем и планов хватает” в эти головы не помещается. По этой причине противостояние между БРИКС и теми, кому создание этого объединения не нравится, обязательно возникнет – основы для этого уже видны, если внимательно присмотреться к событиям, которые пока находятся вне зоны интересов многих СМИ.

“Атомный профсоюз”

 Вал антироссийских рестрикций, начавшийся в 2014 году, за минувшее десятилетие не касался ровно одной отрасли – атомной энергетики, если, конечно, не считать предприятия ядерного оружейного комплекса.

Государственная корпорация Росатом с момента своего создания прикладывает максимум усилий для того, чтобы атомная энергетика оставалась вне политики, справедливо полагая, что уровень технологического развития, который обеспечивает эта отрасль, имеет огромное значение для всей планеты.

Такой взгляд на атомную энергетику не был и не является чем-то уникальным – профессионалы отрасли действительно стремились и стремятся к международному сотрудничеству без разделения на “национальные квартиры”. Эта традиция была заложена со времен основателей атомной индустрии – к этому призывали и Роберт Оппенгеймер, и Игорь Курчатов. Огромную роль в развитии такого подхода сыграла Всемирная ядерная ассоциация (World Nuclear Association, WNA), созданная в 2001 году на базе Уранового института.

Инициатором создания WNA была шведская инженер-физик, глава Уранового института Агнета Ризинг (Agneta Rising), которая и взяла на себя все необходимые организационные усилия. Это ее усилиями WNA, которую она возглавила в 2013 году, превратилась в своеобразный “атомный профсоюз”, объединив не только научные, конструкторские, инженерные компании, но и многие другие – юридические, образовательные, консалтинговые, транспортные и любые другие, хоть как-то способствующие развитию атомной энергетики.

Стараниями Агнеты Ризинг WNA вообще не заметила изменений отношений коллективного Запада к России – в годы ее руководства она несколько десятков раз побывала в России, причем не только на форумах и прочих совещаниях.

Агнета Ризинг

В шведскую компанию Vattenfal AB Ризинг пришла в 1980 году, сразу по окончании профильного вуза, и ее профессиональный интерес приводил к тому, что, к примеру, в 2018 году она побывала в Мурманске, где не только посетила музей, в который превращен первый в истории атомный ледокол “Ленин” и действующий атомный ледокол “50 лет Победы”, но и оценила подготовку к предстоявшему физическому пуску плавучей АЭС “Академик Ломоносов”.

Во многом благодаря именно усилиям Ризинг, ежегодные форумы “Атомэкспо” выросли до уровня одного из крупнейших событий мировой атомной отрасли, к участию в котором с каждым годом присоединялось все большее количество иностранных участников. По инициативе и под руководством Ризинг предложенная Росатомом в 2016 году концепция “Зеленого квадрата” была углублена до проекта WNA под названием Harmony, которая в 2019 году вышла на уровень не только МАГАТЭ, но и ООН.

Авторитет Агнеты Ризинг, ее активная работа во многом помогли атомной отрасли пережить непростое время после катастрофы на японской АЭС “Фукусима-1”, а ее профессиональная квалификация, уровень знаний позволили ей и всей Всемирной ядерной ассоциации непредвзято относиться к научным, технологическим и организационным достижениям Росатома.

Но в октябре 2020 года Ризинг в силу возраста ушла со всех своих постов. Новым генеральным директором WNA была избрана испанка Сама Бильбао-и-Леон. Ее ни в коем случае нельзя назвать новичком в отрасли, но ее профессиональная биография выглядит следующим образом: бакалавр в области машиностроения и магистр в области энергетических технологий (Политехнический университет Мадрида), магистр в области ядерной инженерии и доктор инженерной физики (университет Висконсин в Мадисоне, штат Висконсин, США), магистр делового администрирования Университета Аверетта (Дэнвил, Вирджиния, США), инженер по ядерной безопасности в компании Dominion Energy (США), доцент кафедры ядерной инженерии в Университете Содружества Вирджиния. В дальнейшем – работа в структурах Агентства по ядерной энергетике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и МАГАТЭ.

“Зеленая демагогия”

 В хорошем американском образовании ничего плохого нет, но нет и удивления по поводу того, что основные усилия Сама Бильбао прикладывает к “добыче” финансирования атомной отрасли. После марта 2011 года это действительно чрезвычайно важная проблема, но крайне занимательно, к примеру, смотреть интервью Самы казахстанскому агентству “Телеканал 24kz”  в сентябре этого года на полях конференции World Nuclear Spotlight. Это одно из мероприятий, которые WNA старается проводить в странах, разрабатывающих планы строительства своих первых АЭС.

На вопрос корреспондента о том, в каких странах наиболее активно развивается атомная энергетика, госпожа Бильба отметила: США, Канаду, Великобританию, Францию, Нидерланды, Бельгию, Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Италию, Индию, Китай, Южную Корею, Филиппины, Сингапур, Египет, Кению, Нигерию, ОАЭ, после чего, извинившись за забывчивость, сумела припомнить Турцию, Бангладеш и Россию. Вспомнила! Кажется, это называется “ветер перемен”?

Сотрудничество WNA с Росатомом продолжается, но того уровня, который был достигнут до 2020 года, мы уже не наблюдаем. Тем не менее, одна из общих целей никуда не исчезла: и Росатом, и Всемирная ядерная ассоциация стараются приложить максимум усилий для того, чтобы в мире начался полноценный ренессанс атомной энергетики. Для того, чтобы это произошло, и Росатом, и WNA уверенно стали использовать то, что не может быть воспринято в штыки в нынешних условиях – то, что для краткости можно назвать “зеленой демагогией”.

Рассказывая о достоинствах атомной энергетики, руководители Росатома и Сама Бильбао-и-Леон делают упор не на том, что АЭС – надежный и экономически наиболее выгодный источник электроэнергии, работающий с максимально возможным коэффициентом использования установленной мощности, а на том, что при работе атомных реакторов не образуется углекислый газ. Зачастую это очень сильно бросается в глаза, но такие теперь времена, такие нравы.

Эта тактика работает: напомню, что в январе 2022 года Европарламент признал атомную энергетику “зеленой” со всеми вытекающими последствиями по возможности финансирования новых проектов, а в декабре прошлого года на СОР28 эта же “зеленость” атомной энергетики была подтверждена на всемирной экологической конференции СОР28.

Так называемая “зеленая таксономика”, в числе прочего – возможность государствам поддерживать атомную энергетику, в том числе и за счет выдачи гарантий банкам под реализацию конкретных проектов строительства АЭС.

Как выглядит возможность получать кредиты под строительство любых типов электростанций, и атомных в том числе, у нас в России, хорошо известно, так что и для нас проблема финансирования строительства АЭС более, чем актуальна: будет государственная поддержка – будут новые атомные электростанции, а на нет и суда нет.

Международная бюрократия столь же неспешна, как и наша отечественная, но прошло менее года после проведения СОР28, как появилась информация от Financial Times, причем, в отличие от традиций этого издания, с четко обозначенным источником. Джордж Боровас, член правления WNA, во второй половине сентября заявил, что в ближайшее время 14 ведущих банков и финансовых учреждений, включая Bank of America, Barclays, BNP Paribas, Citi, Morgan Stanley и Goldman Sachs объявят о своей поддержке плана по увеличению мировых мощностей атомной энергетики в три раза к 2050 году.

Из занимательного: если этот план действительно удастся реализовать, то доля атомных электростанций в мировом балансе электрогенерации вырастет до 25%. Напомню, что ровно так же выглядит поручение президента России в адрес Росатома: доля АЭС в энергетическом балансе нашей страны тоже должна вырасти до 25%, но к 2045 году.

Казалось бы – цели практически идентичны, можно продолжать сотрудничество с WNA и входящими в него организациями в том же режиме, который был создан за годы руководства этой организацией Агнетой Ризинг. Но, к сожалению, слишком много становится признаков того, что интересы Росатома и WNA начинают расходиться все более активно. Подробнее об этом читайте в следующей части статьи.

Оригинал статьи:

https://itek.ru/analytics/briks-sozdaet-svoe-magate-chast-pervaya

Exit mobile version