Site icon

“Электродрандулеты” и СОПТ

Кому в России нужны крупные аккумуляторные производства

В последние пару лет сторонники резкого наращивания количества электромобилей на дорогах России стали чрезвычайно активны. Это, к примеру, словесные декларации Минпромторга о том, что к 2030 году внутреннее производство легковых электромобилей в нашей стране достигнет объема в 240 тыс. единиц в год. Многие СМИ с восторгами освещают каждый шаг в этом направлении, даже не пытаясь задумываться, насколько пиар соответствует реальности.

Фантастика электромобильная

 Электрические “Москвичи”, семимильные шаги в развитии “первого российского электромобиля “Атом”, многочисленные разработки собственных электрозарядных станций – даже появились невероятные слухи о том, что эта техника способна работать во время дождя, но это не точно. И, разумеется, внезапный ливень государственных мер поддержки – владельцы электромобилей, на радость Минфину, освобождены от транспортного налога, один город за другим заявляют, что сеть электрозаправок будет бесплатной.

Фантастические заявления время от времени делают крупные фигуры: напомню, что зимой этого года премьер-министр Михаил Мишустин пожелал, чтобы все многоквартирные дома были оснащены электрозаправками, а генеральный директор Росатома Алексей Лихачев во время “Атомэкспо-2024” громогласно заявил, что к 2030 году 40% автопарка России будет состоять из электромобилей.

Остается надеяться, что наш совершенно новый премьер-министр сумеет расслышать то, о чем без остановок предупреждают все компании, реально отвечающие за Единую энергетическую систему (ЕЭС) России: Системный оператор, Минэнерго, Россети. Да и наш новый министр финансов, хочется верить, задумается, чем обернется “безакцизность” электротранспорта, как это скажется на состоянии фондов, предназначенных для ремонта имеющихся и новых, строящихся автомобильных дорог.

Но вынужден просто зафиксировать: происходящее в этом секторе промышленности со стороны выглядит, как некий фестиваль безумия, к которому с внезапной радостью, задрав штаны, готовы присоединяться все новые игроки. Вершиной на день сегодняшний предлагаю считать проект РусГидро “электрического соединения Москвы и Владивостока” – внезапная сеть электрозаправок вдоль всех федеральных трасс на расстоянии не более 150 км друг от друга. Уж простите, но на этом фоне даже электрификация БАМа смотрится несущественным пустяком.

Хочется пожелать Сергею Цивилеву побыстрее принять дела в министерстве энергетики и обратить внимание на эту суету, инициаторы которой готовы окончательно оторваться от здравого смысла.

Тинейджерам и аварийным системам

 На этом фоне стоит внимательнее присмотреться к новому бизнесу Росатома. Напомню, что его специализированное подразделение, компания “Рэнера”, сейчас одновременно ведет строительство сразу двух гигафабрик по производству литий-ионных аккумуляторных батарей – в Калининградской области и в Подмосковье.

Планируемая мощность завода в Калининградской области – 4 ГВт*ч, о проекте в Московской области пока можно судить только по словам главы Росатома, сказанным на его встрече с Владимиром Путиным 14 августа 2023 года: “Как я вам докладывал, мы в Калининграде строим завод, с Москвой договорились, — спасибо Сергею Семеновичу [Собянину] — о создании аналогичного завода”. Со стороны руководства Москвы в сентябре прошлого года поступила следующая порция информации : “Новый завод по производству литий-ионных ячеек, модулей, тяговых батарей и стационарных систем накопления энергии станет крупнейшим в России. Для его строительства Правительство Москвы предоставило земельный участок в Красной Пахре площадью 20,4 гектара. Мощности нового завода позволят производить до 50 тыс. литий-ионных аккумуляторов в год для электромобилей (такси, каршеринг, личный транспорт), электробусов, трамваев (обеспечение автономного хода), речных электросудов и средств индивидуальной мобильности (электровелосипеды, электросамокаты, электроскутеры).

И здесь, в этой же заметке – вот такой текст: “Продукцию завода планируется использовать для производства блоков бесперебойного питания, электрозарядных станций, аварийных систем электроснабжения производственных, социальных и стратегических объектов, а также для накопления энергии от возобновляемых источников (ветряные генераторы, солнечные батареи) и автономного обеспечения энергией массовых мероприятий. Поезда метро тоже могут перевести на аккумуляторы”.

Разницу видите? Первая часть текста гласит, что подмосковные литий-ионные аккумуляторы – это “такси, каршеринг, электробусы, электросуда и средства индивидуальной мобильности”. А вот во второй все иначе: блоки бесперебойного питания, аварийные системы электроснабжения различных объектов, накопительные системы ВИЭ. Так, простите, электроскутеры для тинейджеров или же аварийные системы электроснабжения?

СОПТ

Предлагаю оценить, на что же именно рассчитывает “Рэнера”, в каком секторе экономики она видит свой целевой рынок – электродрандулеты на потеху досужей публике в мегаполисах или для чего-то более серьезного? В рамках того же “Атомэкспо-2024”, где своим энтузиазмом по поводу роста числа электромобилей поделился господин Лихачев, состоялось куда как менее заметное событие.

В режиме видеомоста была введена в эксплуатацию система оперативного постоянного тока (СОПТ) на Краснополянской ГЭС в Сочи. Вроде бы энергоемкость этой СОПТ невелика – всего 300 А*ч, но ведь и установленная мощность этой ГЭС только 21,6 МВт.

Оперативный постоянный ток обеспечивает питание вторичных цепей любой электростанции или подстанции. Цепи электромагнитов отключения/включения коммутационных аппаратов, систем управления, автоматики, сигнализации, защиты, измерения, устройств телемеханики и далее по списку – все требует постоянный ток, в том числе, когда питание по тем или иным причинам исчезает.

СОПТ требуется на подстанциях от 6 кВ до 220 кВ – на тех самых, без которых не то, что о работе, о существовании ЕЭС России и распределительных сетей населенных пунктов и промышленных предприятий можно просто забыть. И все эти СОПТ на день сегодняшний оснащены древними свинцовыми аккумуляторами – вот на их замену и “целится” “Рэнера”.

Количество уже действующих СОПТ – 20 тыс. шт. на территории всей нашей страны, и поверх этого – нормативные документы Минэнерго, по которым все новые подстанции и электростанции должны быть оснащены СОПТ.

Что еще? Целый ряд предприятий, которые без электропитания не должны оставаться ни при каких обстоятельствах: первая накопительная система в рамках самой корпорации Росатом была разработана и установлена на ЗиО Подольск – крошечном заводике, где, в числе прочего, уже конвейерным методом идет производство и сборка атомных реакторов РИТМ-200 для новейших ледоколов. Сколько у нас в России предприятий подобного рода и почему к референтной системе накопления в Подольске интерес со стороны потенциальных заказчиков после 24 февраля 2022 года вырос скачкообразно – надеюсь, пояснять не требуется.

Три важнейших сегмента

Любой журналист, присутствовавший на “Атомэкспо” имел возможность задать вопросы не первым лицам атомной корпорации, а тем сотрудникам “Рэнера”, которые работают с потенциальными заказчиками продукции предприятия.

Сбытовики своими главными заказчиками после двух перечисленных категорий, считают муниципальные предприятия – спрос на городской электротранспорт действительно растет. Нарекания в адрес качества электрозаправок, норовящих уйти на покой под дождем и снегом – одна из причин того, что Росатом был вынужден взяться за разработку этих изделий (уже с учетом реальных требований климата нашей страны).

Второй по значимости сегмент рынка – всевозможный транспорт для складских работ, в том числе и в наших портах: электрокары, электропогрузчики, электроподъемники.

“Рэнера” уверена, что будет расти и третий сегмент – горнодобывающая техника, в появлении которой заинтересованы все компании, занимающиеся добычей полезных ископаемых шахтным способом. И причина, по которым “Рэнера” считает эти три сегмента наиболее перспективными – владельцами такого электротранспорта будут юридические, а не частные лица.

Период зарядки личных электромобилей не предсказуем – владельцы личных авто и скутеров будут заряжать свои батареи тогда, когда посчитают это нужным. Юридические лица куда как более дисциплинированы и предсказуемы. Сомнений в том, что дисциплину будет вводить Минэнерго, Россети и Системный оператор, в “Рэнере” ни у кого нет – только требование проводить зарядку в ночное время, при минимальной нагрузке в сети может спасти от рисков разбалансировки объединенных энергосистем.

А вот все прочие красоты – электросуда для Москва-реки, скутеры и так далее, так это только в том случае, если повезет. Мне вот, кстати, тоже повезло: в отличие от вечно выше головы занятых сотрудников крупных уважаемых СМИ, у меня нашлось время задать вопросы и получить ответы. Ответы, которые мне показались вполне разумными.

Оригинал статьи:

https://itek.ru/analytics/elektrodrandulety-i-sopt/
Exit mobile version