Site icon

Польша затирает Германию? На энергорынке Европы творятся чудеса

О том, что происходит с совсем недавно контролируемым “Роснефтью” нефтеперерабатывающим заводом в городе Шведт, наш портал уже писал, но за минувшие пару месяцев ситуация получила развитие

Новости появлялись, но почему-то разрозненно, что не позволяет получить общую картину во всех подробностях. А ведь достаточно вспомнить хронологию поступления этих сообщений, чтобы комбинация, которую проводит вокруг этого завода польская государственная компания Orlen, стала прозрачной.

Хронология нефтегазовых новостей Польши и Германии

Апрель 2022 года. Еврокомиссия вводит пятый пакет антироссийских дискриминационных мер, среди которых было запланировано введение Евросоюзом эмбарго на поставки российской нефти морским транспортом с 5 декабря. Замах, конечно, был на полное эмбарго, однако пришлось пойти на компромисс с Венгрией, которая не соглашалась подписывать документы, если ЕК откажется сделать исключение для трубопроводных поставок. Неуступчивость Венгрии вполне объяснима — государство не имеет выхода к морю и прекращение импорта по магистральному нефтепроводу “Дружба” оставило бы все ее НПЗ без сырья.

Июнь 2022 года. Польша и Германия устами своих руководителей, Анджея Дуды и Олафа Шольца, громогласно заявляют, что добровольно в одностороннем порядке отказываются получать нефть по МНП “Дружба”. Прозвучало эффектно, вполне в духе антироссийской европейской солидарности. Вот только достаточно быстро выяснилось, что Польша, кроме словесной эскапады, делать ничего не собиралась — у ее правительства были куда как более насущные проблемы по глубокой реформе в своем топливно-энергетическом комплексе. Оказалось, что 2 августа завершился процесс слияния двух польских нефтяных компаний: более крупная Orlen, которой принадлежал НПЗ в Плоцке, поглотила Lotos — собственника НПЗ в Гданьске.

Отдельно стоит отметить, что в комплекс имущества НПЗ в Гданьске входит и нефтеналивной терминал — самый крупный по объемам перевалки в этом регионе, годовой мощностью 34 миллиона тонн сырой нефти в год. Кроме того, НПЗ в Плоцке и Гданьске соединяет северная ветка “Дружбы”, идущая транзитом через Белоруссию, — в нынешнее время это стало важным фактором, поскольку маршрут нефтепровода не касается территории, контролируемой Киевом.

Еще в 2010-е в Гданьске была проведена модернизация насосной станции, благодаря чему появилась возможность прокачивать нефть в обоих направлениях, в результате завод в Плоцке стал способен принимать нефть, поступающую в Гданьск по морю. Ничего антироссийского, все исключительно “пропольское”: по “Дружбе” в Польшу поступает наша тяжелая нефть Urals, а терминал в Гданьске вполне уверенно получает нефть и легких сортов, что обеспечивает полный ассортимент производимых нефтепродуктов.

Также 16 сентября мудрейший европейский политик Олаф Шольц санкционировал изъятие пакета акций НПЗ в Шведте, принадлежащего “Роснефти”, под управление Федерального сетевого агентства Германии. Привычный для этой страны акт грабежа, который, впрочем, пока завершить не удалось — акции российского концерна не национализированы, поскольку для этой юридической процедуры требуются определенные изменения в немецком законодательстве.

На что рассчитывал Шольц, сказать сложно — ближайший нефтеналивной терминал, расположенный в Ростоке, годовая перевалочная мощность по нефти которого составляет шесть миллионов тонн, а годовая потребность в нефти НПЗ в Шведте — 11,6 миллиона тонн. Но Шольц традиционно сначала делает, а потом думает, в результате он вынужден был приступить к переговорам с польским правительством о возможности поставок через порт Гданьска. Польские политики с удовольствием отправили немецких политиков на… переговоры с компанией Orlen.

Одновременно с этим “Роснефть” направила исковое заявление в суд и, разумеется, прекратила поставки нефти в Шведт по “Дружбе”. НПЗ перерабатывал запасы, имевшиеся в резервуарах, а команда Шольца вела переговоры с Orlen. Предложение от польских нефтяников было коммерчески привлекательным — для польских нефтяников, само собой. Нужно просто передать акции “Роснефти” в собственность Orlen — и все будет в полном порядке, НПЗ в Шведте будет полностью обеспечен нефтью.

Возможности для этого есть: имеющийся нефтепровод Гданьск — Шведт способен перекачивать 7,5 миллиона тонн, с остальным вполне способна справиться железная дорога. Открытые источники не раскрывают информации о том, как идут переговоры по этому поводу — вполне возможно, что немцам удастся уговорить Orlen даже заплатить какие-то деньги, но это не точно.

Кто-то теряет, а кто-то — находит

Зато точно известно, что 9 ноября по нефтепроводу Гданьск — Шведт была отправлена пробная партия нефти не российской, а норвежской, марки Johan Sverdrup, по химическому составу максимально близкой к нефти марки Urals. На мой взгляд, это можно считать достаточно явным признаком того, что действия герра Шольца привели к закономерному результату.

Завод в Шведте, который обеспечивает моторным топливом столичный регион и несколько немецких аэропортов, благополучно уходит под контроль польской государственной компании Orlen. Той самой компании, которая и не думает отказываться от поставок российской нефти по магистрали “Дружба”, о чем мы тоже писали достаточно подробно.

Чем еще занимательна компания Orlen? Тем, что 2 ноября она уверенно поглотила еще одну польскую компанию — газовую PGNiG. Тем самым польское правительство собрало в кулак практически весь свой нефтегазовый сектор, теперь Orlen контролирует поставку и переработку как нефти, так и газа, а заодно ведет добычу газа на территории Польши (шесть миллиардов кубометров по итогам прошлого года, 25 процентов внутреннего спроса этой страны).

По результатам консолидации всех активов Orlen имеет отличные шансы войти в первую сотню энергетических компаний Евросоюза, что значительно повысит ее кредитные рейтинги. А кредиты ей вполне могут понадобиться, ведь после покупки PGNiG компания Orlen переняла на себя все обязанности по поставкам газа по газопроводу Baltic Pipe. По тому самому Baltic Pipe, ресурсным источником которого является газопровод Europipe II, по которому газ из норвежского сектора Северного моря идет в Германию. Газ будет идти в Германию по этому маршруту и дальше, только вот объемы станут меньше.

Виртуозное использование антироссийской риторики польскими политиками и энергетиками, умноженное на государственную мудрость Олафа Шольца, шаг за шагом меняет европейский экономический ландшафт. Германия, которую мы так привыкли называть “локомотивом Европы”, шаг за шагом сдает свои позиции Польше. Немецкие энергетические компании по итогам этого года несут многомиллиардные убытки, польский Orlen — государственная, еще раз подчеркну, компания — набирает экономическую мощь.

Как меняется в Европе ландшафт политический, тоже хорошо известно — Варшава претендует на статус ведущего партнера для заокеанских хозяев, а о Германию, возглавляемую Шольцем, уже неоднократно вытирает ноги даже Киев. Впрочем, как Германия, так и Польша — страны исключительно самостоятельные, каждая из них идет по тому пути, который представляется им наиболее предпочтительным. Нам остается только наблюдать, как именно выглядит та самая “европейская солидарность”, анализировать и делать выводы.

Оригинал статьи:

https://lt.sputniknews.ru/20221129/polsha-zatiraet-germaniyu-na-energorynke-evropy-tvoryatsya-chudesa-25525144.html
Exit mobile version