Site icon

Развитие зелёной энергетики в России очень сильно шокирует Запад. Но историю пишет победитель…

После того, как Европейская комиссия признала зелеными технологиями газовую и атомную энергетику, премьер-министр России М.Мишустин объявил о выделении дополнительных средств на развитие атомной промышленности…

17 целей устойчивого развития ООН

Однако «Росатом» включился в борьбу за реализацию Парижского соглашения и 17 целей устойчивого развития ООН со своей собственной программой значительно раньше получения зелёного статуса. При этом он не предлагал ничего подобного из того, о чём бесконечно твердят адепты «зелёной» энергетики. Наши атомщики выступили с концепцией «зелёного квадрата», которая не требует что-то ломать о колено.

На сегодняшний день мировой баланс производства электроэнергии выглядит следующим образом: 65% – доля тепловых электростанций всех типов, 11% – доля атомной энергетики, ещё 24% – все типы энергетики на ВИЭ, включая ГЭС, геотермальные, приливные, солнечные и ветряные.

Важно понимать, что доля электроэнергии составляет всего 10% от общего мирового потребления энергии. Причем в этих самых 10%, 65% – это доля всё тех же углеводородов.

К «зелёному квадрату» относятся 4 основных технологии производства электроэнергии, которые не используют химическую реакцию горения чего бы то ни было: АЭС, ГЭС, ВЭС и СЭС. Эта концепция предусматривает снижение доли тепловой генерации на 15%, то есть до 50%. (Не снизить в ноль, не взорвать угольные электростанции на всей планете, а уменьшить долю: значительно, но не радикально). Тогда на сам «зелёный квадрат» будет приходиться вторая половина мирового энергобаланса, и вот тут уже есть нюансы.Смартфон realme GT Master Edition — купить по выгодной цене на Яндекс.Маркетеya.cc

Поскольку АЭС однозначно не зависит ни от ветра, ни от туч на небе, ни от времён года — на атомную энергетику должно приходиться 25% генерации. ГЭС, хоть и зависят от времени года (зимой воду накапливаем, летом — сливаем через плотины и вырабатываем электроэнергию), но вполне предсказуемы или, как говорят энергетики, диспетчиризуемы. Поэтому на ГЭС предлагается выделить 12,5%; оставшиеся 12,5% — на СЭС, ВЭС и далее по списку.

Чистые источники энергии

Гидроэлектростанции — оптимальный вариант для сглаживания пиков производства на солнечных и ветровых электростанциях. Если солнце и ветер позволяют генерировать электроэнергию в необходимом объёме — вода на плотинах уходит на холостой сброс, что не занимает много времени. Если погода не радует — весь сток направляется на гидроагрегаты.

АЭС — это базовая генерация, то есть та, объём которой остаётся постоянным. У нас есть постоянное потребление электроэнергии на насосы ЖКХ, на работу предприятий с непрерывным производственным циклом, на всевозможные дежурные службы. Весь этот спрос могут успешно покрыть атомные электростанции.

Концепция «зелёного квадрата» усилиями Всемирной ядерной ассоциации (WNA) была развита до уровня инженерной программы в части развития атомной энергетики, чью долю в энергобалансе предстоит повысить с нынешних 11% до 25%. Программа называется «Гармония» (Harmony), производственное задание в соответствии с ней — строительство до 2050 года новых АЭС совокупной мощностью 1000 ГВт. В 2018 году Европейская экономическая комиссия ООН одобрила эту программу, но дальше бумажных деклараций дело так и не пошло, а многомудрая Европа и вовсе сделала вид, что она про программу «Гармония» знать ничего не знает и слышать ничего не слышала.

Ядерная энергетика – важная составляющая энергобаланса

Германия, к примеру, в 2020 году хвасталась тем, что в её энергобалансе СЭС и ВЭС достигли 50%, а доля тепловой генерации снизилась до 40%, остальное приходилось на АЭС, которые немцы упорно продолжают одну за другой выводить из эксплуатации. «Росатом» и вставшая на его сторону WNA – своеобразный «атомный энергетический профсоюз» – сначала пытались в чём-то убеждать, потом крутили пальцами у виска, потом плюнули и занялись своими собственными делами.

В соответствии с данными Системного оператора Единой энергосистемы (АО «СО ЕЭС»), в 2019 году энергобаланс России выглядел следующим образом: тепловые электростанции – 63%, АЭС — 19,1%, ГЭС — 17,15% и СЭС с ВЭС вместе — 0,75%. То есть, доля российских тепловых электростанций и доля ВИЭ (если к ним относить и ГЭС) – чуть ниже среднемировых; а доля АЭС – почти в 2 раза выше.

Что бы понять, правильный ли у нас складывается энергобаланс, давайте оценим итоги 2021 года для нас и соседних стран. У России слева на карте — Европа с её непрекращающимся энергетическим кризисом, справа — Китай, который этот кризис одолел не только благодаря расконсервации своих старых угольных шахт и стахановской добычи угля, но и за счёт того, что в 4 квартале 2021 года поставки электроэнергии из России увеличились вдвое. Вдвое выросли поставки российской электроэнергии и в Европу; начались дополнительные поставки в Казахстан; продолжаются поставки в Грузию и в Армению, начаты поставки в Монголию, и можно уверенно сказать, что, если бы у нас были нормальные отношения с Украиной, то и на неё бы хватило. Россия, которую все так любят ругать, про которую мы сами безостановочно говорим уничижительные слова не только прошла мимо энергетического кризиса, но ещё и имеет наглость помогать всем платежеспособным соседям.

Как же так? Да так, как и было в годы плановой экономики. Первое совещание в Минэнерго по подготовке к отопительному сезону — традиционно в мае. Распоряжения Минэнерго по тому, какая электростанция сколько энергоресурсов к отопительному сезону должна иметь на складах — директивные и с неоднократными проверками. Плановые и профилактические ремонты — строго по графику, со штрафами за срывы.

Электростанции России

Да, благодаря Чубайсу у нас немало электростанций распроданы, а то и розданы в частные руки, но подготовка к отопительному сезону проходит без всякой оглядки на форму собственности.

То есть на практике получилось, что директивный и плановый подход позволил России пройти между Сциллой и Харибдой — между разгуляй-малина либерализмом Европы и ошибками в планировании Китая. Проскочили, как между струек дождя и сидим в тепле и при свете, хихикая над соседями вполголоса и аккуратно собирая с них прибыль в государственный карман. Именно в государственный, поскольку монополия на экспорт электроэнергии у нас принадлежит государственной компании «ИнтерРАО».Мойка высокого давления Huter M195-PW-PRO, 195 бар — купить по выгодной цене на Яндекс.Маркетеya.cc

Во время пленарного заседания Российской энергетической недели (РЭН – 2021) центральным событием традиционно стала речь Путина, которая в этот раз оказалась программной именно для энергетики. Россия намерена стать углеродно-нейтральной к 2060 году. Подчеркну, эта формулировка не подразумевает отказа от нефти, газа и угля, а говорит лишь о том, что выбросы углекислого газа в нашей стране должны сравняться с поглощающей способностью наших лесов и болот. Про болота не оговорка — они поглощают углекислый газ едва ли не в больших объёмах, чем леса.

При этом к тому самому 2060 году энергобаланс России должен выйти на следующие параметры: АЭС — 25%, что чётко совпадает с концепцией «зелёного квадрата» и с программой «Гармония». Доля СЭС и ВЭС — тоже полное совпадение — 12,5%. А вот доля ГЭС должна сохраниться на нынешнем уровне — 20%, что значительно выше, чем в «зелёном квадрате» и в «Гармонии».

Почему?

Предельно простой ответ: гидропотенциал России на сегодня использован чуть менее, чем на 20%. Задел у нас в этом секторе просто огромный. А вот всё оставшееся, то есть 42,5%, должно приходиться на тепловые электростанции с преобладанием газа.

Просто для сравнения: в Германии, которая так кичится своими зелеными достижениями, уголь в электроэнергетическом балансе на сегодня — 27%, в России — 12%, и при этом Германия что-то там попискивает по поводу трансграничного углеродного налога.

Такой налог — талантливая придумка, только стоит подумать, кто его с кого брать-то должен при такой статистике.

В общем, если коротко, то на РЭН-2021, президент России озвучил программу «Гармония», только более приспособленную под наши собственные особенности, под наши интересы и возможности — климатические, географические и экономические. Уже приятно. Приятно, поскольку разработка «Гармонии» сделана Всемирной ядерной ассоциацией, да ещё и по инициативе нашего «Росатома».

Россия не ждёт, какое окончательное решение примет Евросоюз относительно того, отвечает ли атомная энергетика критериям «зелёной генерации» – в нашей стране АЭС уже отнесены к безуглеродной энергетике.

Таксономия для устойчивой деятельности Евросоюза. В ЕС всё ещё определяются на счет статуса включения ядерной энергетики в чистые источники энергии.

Определены временные рамки, в течение которых энергетический баланс России должен выйти на новые параметры, и теперь «Росатому» и правительству предстоит вырабатывать новые планы строительства АЭС.

В процентах увеличение доли атомной генерации выглядит скромно — с 20% нынешних до 25% в 2060 году. Но в абсолютных цифрах все куда как интереснее. Уже подведены итоги 2021 года для российской электроэнергетики: общий объём выработки составил 1 131 млрд кВт*часов, то есть те же 5% в абсолютных цифрах составляют 56,4 млрд кВт*часов. «Росэнергоатом», который управляет всеми АЭС на территории России, свой отчёт тоже опубликовал — 222,5 млрд кВт*часа.

Как видим, даже если вообразить, что объём генерации электроэнергии в России до 2060 года не изменится, «Росатому» требуется нарастить объёмы выработки на 25%. Однако это крайне умозрительный вариант, ведь даже при самом пессимистичном прогнозе выработка электроэнергии в России будет расти на 1% в год.

Международный форум «Российская энергетическая неделя».

Если совсем коротко: «Росатому» к планам собственного развития предстоит подойти со всей серьёзностью, да и правительству оставаться в стороне теперь уже просто невозможно. Следовательно, и статья на эту тему не будет единственной.

Оригинал статьи:

https://zen.yandex.ru/media/dbk/razvitie-zelenoi-energetiki-v-rossii-ochen-silno-shokiruet-zapad-no-istoriiu-pishet-pobeditel-62139b2c068085323f40fc0a?&
Exit mobile version