Напомню о «блистательной» победе Польши в Стокгольмском арбитражном суде в 2020 году над «несчастным» «Газпромом», вынужденным с тех пор каждый квартал корректировать цены в своих долгосрочных контрактах по поставкам европейским потребителям с учетом соответствующих показателей на спотовом рынке.
В вердикте Стокгольмского арбитража указано, что «Газпром» обязан в первую очередь учитывать конъюнктуру цен именно спотового рынка, обязан снизить влияние нефтяных цен в формулах цены в долгосрочных газовых контрактах. Российский концерн не стал сопротивляться: в настоящее время «долгосрочные» цены на 83% зависят от европейского спотового рынка и только на 13% – от стоимости нефтяной корзины.
Результат такой «перестройки» стал очевиден в 2021 году: за эту «победу» над российским концерном, который выплатил по решению суда польской нефтегазовой компании PGNiG 1,5 млрд долларов, сейчас расплачивается вся Европа.
Дошло до того, что та самая, обратившаяся в Стокгольмский арбитраж, польская компания отправила в адрес «Газпрома» письмо с просьбой вернуться к обычной практике расчёта цены из-за «исключительных обстоятельств», сложившихся на рынке.
2021 год стал для «Газпрома» рекордным по объёмам полученной прибыли — ещё никогда с момента своего основания российская компания столько денег на европейском рынке не зарабатывала.
Ещё одна «великолепная» идея польских энергетиков, которая подходит к своему конечному воплощению – магистральный газопровод Baltic Pipe («Балтийская труба»), призванный избавить Польшу от российского газа.
Давайте разберёмся, что из себя представляет Baltic Pipe.
Для каждого магистрального газопровода в обязательном порядке указываются ресурсные источники – то или иное месторождение. При описании «Балтийской трубы» в качестве ресурсного источника значится не месторождение, а магистральный газопровод Europipe II.
По этому трубопроводу уже долгие годы газ из норвежского сектора Северного моря, добываемый норвежской государственной компанией Equinor, поступает в Германию. Другими словами, польский газовых дел мастер делает врезку в уже существующий газопровод и по согласованной цене начинает отбирать идущие в немецкие земли 10 млрд кубометров топлива. При этом надо учесть, что последние 10 лет объём добычи газа компании Equinor находится в рамках 100-110 млрд кубометров в год. Старые крупные месторождения истощаются, новые – позволяют компенсировать только выпадающие объёмы. Увеличение добычи не происходит.
Если по Baltic Pipe уйдёт газ в Польшу, то ровно этот же объём не придёт в Германию. У немецких партнёров возникнет проблема поиска выпавших объёмов. И кто же им может предоставить дополнительные 10 млрд кубометров газа? Ответ напрашивается – «Газпром».
Но вернёмся к трубе. Baltic Pipe складывается из нескольких участков: начинаясь в норвежском секторе Северного моря от магистрального газопровода Europipe II, он пересекает территорию Дании, «ныряет» в Балтийское море, «выныривает», проходит через территорию Польши и попадает в Литву. Там уже построен Gas Interconnector Poland-Lithuania (GIPL) мощностью 2,5 млрд кубометров в год. Далее по советской системе магистральных газопроводов «Северное сияние» газ добирается до Эстонии, где попадает в следующий магистральный газопровод Balticconnector, соединяющий газовые системы Эстонии и Финляндии.
Интересно, что первым на этом маршруте был построен как раз последний участок, проложенный по дну Балтийского моря. Финляндия с её гранитными грунтами не имеет возможности организовать у себя ни одного подземного хранилища газа (ПХГ). Начавшиеся ещё с советских времен поставки российского голубого топлива в Финляндию в буквальном смысле зависели от российской трубы. Благодаря постоянным усилиям инженеров и диспетчеров, за 50 лет поставок не произошло ни одной аварии. Однако потребность в газохранилище оставалась на случай непредвиденных ситуаций. Поэтому, когда финам Евросоюз предложил финансирование для строительства нового газопровода, с помощью которого можно было бы через Эстонию добраться до Инчукалнского ПХГ Латвии, они, посоветовавшись со специалистами «Газпрома», радостно согласились.
Стоит обратить внимание на новаторский подход Евросоюза в строительстве газовых магистралей: никогда ранее ни в одной стране мира газопроводы не строили «задом наперёд», то есть не от месторождения к потребителям, а со стороны конечного пункта. Теоретически в Финляндию должен был поступать норвежский газ — транзитом через территории Дании, Польши, Литвы, Латвии и Эстонии; практически Еврокомиссия профинансировала соединение газовых систем Латвии, Эстонии и Финляндии, при этом все три эти страны необходимый им газ продолжают получать из России.
В результате с 1 января 2020 года в Европе зарегистрирован и действует региональный газовый рынок в составе Финляндии, Эстонии и Латвии. Втроём они стали крупным потребителем для «Газпрома»: от 5 до 8 млрд кубометров потребляет Финляндия (в зависимости от погодных условий), где-то по 1 млрд – Латвия и Эстония. Каждая из этих стран имеет долгосрочные контракты с «Газпромом», различные скидки и контролируемое ими подземное хранилище газа. Жизнь сложилась. А что происходит у южных соседей – Польши и Литвы с их загадочной «Балтийской трубой», их не волнует. При этом ни Финляндию, ни Латвию, ни Эстонию не смущает, что они 100 процентов газа получают из России, тогда как Евросоюз им дал деньги для того, чтобы добиться независимости от российских поставок топлива.
Baltic Pipe – это меридиональный проект Евросоюза, на который Европейская комиссия выделила субсидии. Чтобы проект Польши и Дании получил финансирование, согласно правилам ЕС, необходимо было найти третьего участника, которым стала Литва. Она должна была построить свою часть газопровода до границы с Польшей до конца 2020 года. В декабре 2020-го, несмотря на морозы, которые тогда установились, несмотря на проблемы, связанные с пандемией, литовские специалисты свою часть закончили. Теперь им надо дождаться конца 2022 года, чтобы, наконец, увидеть, как в этой трубе, возможно, появится газ.
А теперь давайте посчитаем, сможет ли Польша добиться независимости от российского газа, когда заработает Baltic Pipe.
Проектная мощность «Балтийской трубы» – 10 млрд кубометров газа в год. В 2018 году был проведён аукцион в рамках процедур Open Season. На него вышел ровно один участник – польская нефтегазовая компания PGNiG. Она забронировала на следующие 20 лет 8,5 млрд кубометров в год. Дальше начинаем играть в арифметику.
По оценкам газотранспортной компании Польши Gas-System, в 2023 году (то есть к тому моменту, когда будет введён в эксплуатацию газопровод Baltic Pipe) спрос в стране на газ будет порядка 22 млрд кубометров газа в год. Традиционный объём добычи на территории самой Польши – 5 млрд кубометров. Мощность нового регазификационного терминала в Свиноуйсьце, который, правда, на 100 процентов мощности никогда не работал, – тоже 5 млрд кубометров. Это уже 10 млрд кубометров. Добавив то, что забронировано в «Балтийской трубе», получаем 18,5 млрд кубометров газа в год. До 22 млрд не хватает 3,5 млрд кубометров. Но не будем также забывать о наличии литовских потребителей. Евросоюз выделил деньги на строительство GIPL не просто так, а, чтобы этот участок магистрали тоже работал и смог бы в отдалённой перспективе вернуть вложенные в него средства. Его мощность – 2,5 млрд кубометров, которые мы вычитаем из полученных 18,5 млрд. Итого, Польше не хватает 6 млрд до запланированных 22 млрд кубометров газа.
Есть и другой аспект проблемы. Он заключается в том, каким образом PGNiG договорилась с Equinor о поставках газа. Equinor не был заинтересован в продаже своих месторождений, а у PGNiG не было таких финансовых ресурсов, чтобы их купить. Традиционно, для каждого месторождения создается отдельное юридическое лицо – так проще получать проектное финансирование. Вот в акционерный капитал ряда дочерних предприятий норвежского Equinor польская PGNiG и вошла. Контрольного пакета у неё нет ни в одном таком предприятии, а значит она вынуждена работать в том режиме, который задаёт основной акционер. В соответствии с этим графиком в 2023 году возможны поставки лишь в объёме 2,5 млрд, а не 8,5 млрд кубометров. Таким образом, дефицит газа в Польше до 2024-2025 года будет составлять 10-12 млрд кубометров газа в год.
Ямальский контракт с «Газпромом», который заканчивает свое действие в декабре 2022 года, давал польской компании возможность закупать у российского концерна до 10 млрд кубометров газа в год. Возникает вопрос, а зачем вы строили Baltic Pipe, если вам по-прежнему будет не хватать 10 млрд кубометров, которые вы традиционно получали из России?
И можно ли после этого считать, что «Балтийская труба» – это конкурент «Газпрома», да ещё и удивляться тому, что российский концерн согласовал пересечение «Балтийской трубой» обоих «Северных потоков»? Даже в том случае, если будут реализованы все гениальные планы PGNiG, для «Газпрома» объём поставок газа в Европу не изменится: тот объём, который Газпром не поставит в Польшу, уйдёт в Германию. Ничего не изменится и для Equinor: часть объёмов газа, который уходил по Europipe II в Германию, будет уходить в Польшу, вот и все. Зато Дания, Польша и Литва поучаствовали в процессе — в очередной раз нарастили ВВП, дали возможность поработать своим специалистам, тем самым поправив статистику по уровню занятости. Но самое больше удовольствие получили европейские политики — у них появилась отличная возможность громко заявлять о снижении газовой зависимости от России.
Вот такой флэшмоб по старинной восточной мудрости: «Собаки лают, ветер воет, а караван идёт».
Подобный метод “снижения газовой зависимости” устраивает все строноны.
Постскриптум:
Этому материалу хотелось дать название «Когда у Польши закончатся ноги?», но, так как речь идёт не об одной Польше, которая каждый раз норовит прострелить себе конечность, то остановился на более нейтральном варианте заголовка.
Оригинал статьи:
https://zen.yandex.ru/media/dbk/baltiiskaia-truba-kuda-poidet-gaz-i-chem-ego-zameniat-est-li-alternativa-gazpromu-62065a5729517f642966d38d?&