Запад паникует: чем интересен странам экс-СССР Афганистан в энергетике

Один из главных вопросов сегодня – сотрудничество с каким государством больше всего интересует Афганистан и какая страна больше всех заинтересована в том, чтобы в Кабуле наступил прочный мир.

С момента вывода войск США из Афганистана, который очень быстро приобрел форму бегства, публикаций, посвященных этой стране, появилось огромное количество. Комментируют и анализируют не только причины, которые привели к краху политику, которую Штаты и их союзники по НАТО пытались проводить в Афганистане на протяжении 20 лет, но и то, какими могут быть последствия. Движение “Талибан”* к настоящему моменту контролирует практически всю территорию страны, за исключением Панджшерского ущелья, и постепенно появляются признаки, что руководство этого движения действительно будет пытаться остановить все вооруженные столкновения и готово вести переговоры со всеми другими группировками, как военными, так и политическими и этническими. В связи с этим начинают появляться и аналитические материалы, авторы которых стараются определить государства, которые могут увеличить свое влияние в Афганистане, получить определенные политические и экономические “дивиденды” от неизбежного процесса восстановления и развития этой страны.

Взгляд на Афганистан из Брюсселя

То, что коллективный Запад вряд ли сумеет получить возможность тесно сотрудничать с новым руководством Афганистана, каким бы это руководство ни оказалось, – факт очевидный. Риторика о строительстве “демократического общества, гарантирующего равные права всем его членам”, в Афганистане не работает – нахождение на своей территории войск США и НАТО жители страны считали неприкрытой оккупацией, изменить такое отношение к себе страны НАТО если и смогут, то в какой-то совсем уж далекой перспективе. Жозеп Баррель, верховный комиссар ЕС по внешней политике, уже успел поделиться главным страхом Европы и США:

“ЕС не должен позволить России и Китаю взять контроль над ситуацией в Афганистане и стать спонсорами Кабула”.

Фраза была сказана по-английски, на русский ее еще в позапрошлом веке перевел Иван Андреевич Крылов, написав басню “Лисица и виноград”. Но желание “стать спонсорами”, “взять контроль” – это нелепая попытка европейского политика приписать собственный образ мышления государствам, которые на международной арене уже давно отказались от подобного агрессивного стиля, результат использования которого мы и наблюдаем. Блок НАТО во главе с США 20 лет контролировал Афганистан и делал вид, что кого-то там спонсирует, но по каким причинам по тому же пути должны идти Россия и Китай? Владимир Путин и Си Цзиньпин официально заявили, что Россия и Китай не намерены вмешиваться во внутренние дела Афганистана, но будут готовы сотрудничать на взаимовыгодной основе с будущим коллегиальным руководящим органом этой страны, если оно на деле докажет, что отказывается от поддержки терроризма в пользу установления прочного мира. Больше того: ровно в том же заинтересованы все страны, соседствующие с Афганистаном, – Иран, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и Пакистан. Контролировать и спонсировать Афганистан – занятие безнадежное, сомневающиеся могут подискутировать с Джозефом Байденом. Поэтому для анализа перспектив Афганистана – в том случае, если в стране появится условное “правительство национального единства” – ценные мысли господина Борреля отбросим в сторону и будем пользоваться логикой здорового человека.

Энергетика Узбекистана и энергетические проблемы Афганистана

Начнем с “детского” вопроса: сотрудничество с каким именно государством больше всего интересует Афганистан и какое государство больше всех заинтересовано в том, чтобы в этой стране наступил прочный мир, составной частью которого, несомненно, является отсутствие пограничных конфликтов со всеми соседями? Ответ может удивить многих — для Афганистана важнее всего прочные отношения с Узбекистаном, и именно Узбекистан больше любой другой страны заинтересован в мире и стабильности у северного соседа. Аксиома, спорить с которой не приходится: основа для развития любой страны – ее экономика, основа экономики любой страны – энергетика. Вот данные доковидного 2019 года по энергетике Афганистана: объем собственной выработки электроэнергии – 1,1 миллиарда киловатт-часов, объем импорта – 4,6 миллиарда киловатт-часов, из которых 2,1 миллиарда киловатт-часов поставил Узбекистан, при этом общий объем экспорта электроэнергии из Узбекистана – 2,3 миллиарда киловатт-часов. На такой объем поставок Узбекистан сумел выйти после того, как в 2009 году была построена высоковольтная ЛЭП “Гузар – Шуртан”, до этого момента экспорт электроэнергии составлял только 300 мегаватт-часов в год. В сентябре 2019 года АО “Национальные электрические сети Узбекистана” заключило с имевшимся на тот момент правительством Афганистана десятилетний контракт на продолжение поставок электроэнергии, объем которых на первоначальном этапе составит 4,2 миллиарда киловатт-часов, с последующим увеличением до шести миллиардов киловатт-часов ежегодно. Увеличение состоится по окончании строительства ЛЭП “Сурхан – Пули-Хумри” протяженностью 200 километров и напряжением 500 киловатт. То же самое, но без технических подробностей: Афганистан имеет возможность в короткие сроки удвоить объем импорта электроэнергии, Узбекистан – утроить объем ее экспорта. О том, какими темпами в Узбекистане ведется строительство новых газовых, гидроэнергетических, ветряных и солнечных электростанций, модернизируются электростанции действующие, и о том, что в ближайшее время “Росатом” рассчитывает получить лицензию на строительство Узбекской АЭС, наш портал уже писал. Разумеется, у Афганистана есть возможность строить электростанции на своей территории, их проекты были разработаны в разное время специалистами разных стран. Удивляться этому не приходится – в Афганистане есть месторождения угля и природного газа, в конце 1960-х институт “Гидропроект” разработал целый каскад ГЭС на реке Амударья, которая на территории Афганистана имеет большой уклон, в силу чего ГЭС здесь особенно перспективны. Однако утверждение этих проектов с учетом новых технологических возможностей, подготовка строительных площадок, подготовка специалистов, само строительство требуют в разы больше времени и в разы больших инвестиций. Предварительная смета упомянутой ЛЭП – 200 миллионов долларов, сроки строительства – в пределах двух лет, ни один другой вариант такой оперативности достичь не способен, а проблема электрификации в Афганистане стоит остро: по оценкам международных экспертов, электроэнергия доступна здесь только для 30 процентов населения, а в сельской местности – вдвое меньше. Отдельно стоит отметить, что, несмотря на все бурные события последнего месяца, поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан продолжаются в обычном режиме – около 35 мегаватт в сутки.

Мозаика железнодорожных проектов

Кроме того, несколько дней назад было возобновлено движение на мосту Дружбы через Амударью, восстановлена работа КПП и таможенных постов, грузы снова движутся в обоих направлениях. Приостановка работы была связана исключительно с тем, что мост был забит автомобильной техникой, брошенной афганскими военными, соответствующие органы Узбекистана и Афганистана полностью контролируют обстановку. Объем торговли восстанавливается быстро, а в качестве пояснения стоит обратить внимание на слова директора “Термез Карго Центра” Нодирбека Джалилова:

“Мы считаем, что с талибами нам будет проще работать, чем с предыдущими властями, потому что исчезнут коррупционные барьеры”.

Однако товарооборот между Узбекистаном и Афганистаном идет не только за счет автомобильного транспорта. Мост Дружбы через Амударью, построенный в 1982 году, соединяет Термез на узбекской стороне и Хайратон на афганской (второе название этого моста – “Хайратон”) и железной дорогой. В 2010 году компания “Узбекские железные дороги” (“Узбекистон темир йуллари”) завершила строительство 75-километровой железной дороги до Мазари-Шарифа, для чего Узбекистан сумел найти финансирование в размере 129 миллионов долларов. Ширина колеи 1520 миллиметров – это стандарт, применяемый в России со времен империи, поэтому эту новость (для тех, конечно, для кого это действительно новость) можно прочитать и по-другому: с 2010 года не только Узбекистан и остальные четыре бывшие советские республики, но и Россия соединены с железными дорогами Афганистана. В декабре 2017 года тогдашний президент Афганистана во время визита в Ташкент присутствовал при подписании межправительственного соглашения о строительстве железной дорого Мазари-Шариф – Герат. Узбекская сторона брала на себя проработку маршрута и разработку технико-экономического соглашения, власти Афганистана должны были решить вопрос с финансированием, чего сделать не смогли или не успели – теперь уже не так важно. Чем интересен этот проект? Опять же – колеей 1520 миллиметров, но есть еще один момент. 10 декабря в торжественной обстановке было открыто железнодорожное сообщение по-новому, 225-километровому маршруту от иранского города Хаф до Герата, рассчитанное на семь миллионов тонн грузов и один миллион пассажиров в год. Следовательно, железная дорога Мазари-Шариф – Герат после того, как в Герате будет организована перестановка вагонных тележек с колеи 1520 миллиметров на колею 1435 миллиметров, станет выходом России, Узбекистана, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии на железнодорожную сеть Ирана. Но произойдет это только в том случае, если России удастся согласовать имеющиеся противоречия с Ираном и Узбекистаном. Тегеран рассматривает участок Хаф – Герат как первый этап гигантского проекта строительства железной дороги из Ирана в Китай, которая по северу Афганистана должна прийти в Таджикистан, через его горную местность – в Киргизию и выйти на железнодорожные сети Китая. Противоречие между Россией и Узбекистаном, который остается “в стороне” от маршрута железной дороги Иран – Китай, и Ираном сугубо техническое, но важное – какой будет ширина колеи в Афганистане. Стандарт Ирана и Китая – 1435 миллиметров, стандарт России и среднеазиатских республик – 1520 миллиметров, какой из них выгоднее с экономической стороны – предстоит согласовывать. Немаловажно то, какой из проектов будет реализован быстрее. Иранско-китайский проект прорабатывается с 2015 года, но он более масштабен, требует более серьезного финансирования, на маршруте – сложнейшие горные участки, свое влияние оказывают и дискриминационные меры со стороны США.

“Кабульский коридор” – проект века для Узбекистана и не только

Поэтому нельзя исключать, что быстрее будет идти реализация другого проекта, предложенного Узбекистаном. В начале февраля этого года по итогам узбекско-афганско-пакистанских переговоров была утверждена дорожная карта строительства железной дороги “Кабульский коридор” по маршруту Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар. Протяженность – около 600 километров, предварительная смета – 4,8 миллиарда долларов, срок строительства – около пяти лет, колея – 1520 миллиметров, планируемый грузооборот – 20 миллионов тонн в год. Для Узбекистана это действительно проект века, как его и характеризует президент страны Шавкат Мирзиёев:

это выход к пакистанским портам, это транзит грузов, это соединение Южной и Центральной Азии, это транзит грузов из Европы и в обратном направлении.

Напомню, что в Пакистане собственный стандарт железнодорожной колеи – 1676 миллиметров, и ровно такой же он в Индии. 2 июня 2021 года Мирзиёев на встрече с журналистами в Сурхандарьинской области сообщил, что достигнуто соглашение с руководством Всемирного банка о выделении гранта в размере 35 миллионов долларов на проведение предварительных проектных работ. На той же пресс-конференции Мирзиёев рассказал и о запланированной встрече на уровне правительств Пакистана, Афганистана, Узбекистана и России, о том же 22 июня заявил премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Одновременно с этим в Москве состоялась встреча представителей министерств экономического развития России и Узбекистана, на которой, в числе прочего, шла речь о создании железнодорожного агрологистического коридора – синхронизации работы таможенных и пограничных пунктов наших стран, которая должна обеспечить доставку скоропортящихся грузов до центральных районов России без простоев.В работе XIIМеждународного экономического форума “Россия – Исламский мир: KazanSummit 2021” 29 июля состоялась еще одна встреча – представителей министерств торговли России и Казахстана, на которой речь шла о том же “зеленом коридоре”, работа которого без участия Казахстана невозможна. Вот цитата из заявления вице-министра Казахстана Кайрата Торебаева:

“Нам необходимо скоординировать и синхронизировать эту работу, в том числе решение вопросов формирования выгодных транзитных тарифов по всему коридору от России до Казахстана”.

Теперь очевиден состав всех потенциальных участников проекта “Кабульский коридор” – к нему готовы присоединиться и Казахстан, и Россия. Разумеется, корректно писать “были готовы” – последние события в Афганистане перевели все эти проекты в разряд “потенциально возможных”, но это только еще раз подчеркивает, что страны всего региона Центральной Азии, Россия, Иран и Китай заинтересованы в установлении устойчивого мира и стабилизации обстановки в Афганистане.

Оригинал статьи:

https://lt.sputniknews.ru/20210830/zapad-panikuet-chem-interesen-stranam-eks-sssr-afganistan-v-energetike-18398600.html
Борис Марцинкевич
Оцените автора
Добавить комментарий