Site icon

Почему действия Чехии помогают России и «Газпрому»

Внезапный и достаточно серьезный конфликт между Россией и Чехией, помимо политического и дипломатического аспектов, получил продолжение и в энергетической отрасли. Именно так многие трактуют принятое правительством Чехии 19 апреля 2021 года решение об исключении Росатома из состава участников предстоящего тендера по строительству дополнительного энергоблока в составе АЭС «Дукованы». Подается это как нечто совершенно новое, ранее никогда не случавшееся, выводы делаются далеко идущие. Доходит до заявлений о том, что Чехия взяла курс на полный отказ от энергетического сотрудничества с Россией, как стремление Чехии вывести на европейский рынок реакторостроения американскую компанию Westinghouse, и так далее, и тому подобное.

Тендер на новые энергоблоки АЭС «Темелин»

Такой новостной повестке дня можно только удивляться, ведь история проведения тендера на строительство сразу двух энергоблоков в составе АЭС «Темелин», который был объявлен правительством Чехии в 2009 году, закончилась совсем недавно – весной 2014 года. На участие в этом тендере претендовали три участника: на тот момент американо-японская компания Westinghouse (контрольный пакет ее акций принадлежал Toshiba), французская государственная компания Areva и консорциум MIR.1200 в составе АСЭ («Атомстройэкспорт»), ОКБ (отдельное конструкторское бюро) «Гидропресс» и «Шкода Ядерное машиностроение» (далее – Шкода ЯМ). В 2012 году Areva из состава участников была исключена – предложенный ею проект реактора поколения III+ не соответствовал техническим условиям, и на некоторое время это стало одной из центральных новостей для европейских и российских СМИ. Правительство Чехии после этого находилось под двойным давлением: интересы Westinghouse громогласно отстаивали высшие политические руководители США, с другой стороны за MIR.1200 стоял реальный сектор экономики самой Чехии. Предполагаемая сумма тендера – около 12 млрд долларов США, участие Росатома гарантировало 70%-ю локализацию подрядных работ, а для такой небольшой страны, как Чехия, 8 с лишним миллиардов долларов – очень существенная величина. Два года правительство Чехии старательно изображало из себя Буриданова осла, и интерес СМИ обратился к тому, как же Чехия будет выкручиваться из такой замысловатой ситуации.

«Северный поток-1» и его сухопутные продолжения

Но одновременно с этим в энергетическом секторе Европы происходили и другие события – тоже отнюдь не секретные, о которых тоже не стоит забывать. В 2012 году было завершено строительство сразу нескольких магистральных газопроводов, по которым российский газ стал поставляться европейским потребителям. Приняли в эксплуатацию «Северный поток – 1» NEL – его сухопутное продолжение по территории Германии фактически до границы с Голландией и OPAL – тоже по территории Германии, но до границы с Чехией. «Главным» продолжением СП-1 является именно OPAL – по нему газ поставляется не только немецким потребителям, но и транзитом уходит в сторону Бельгии и Франции. Однако политическая география Европы такова, что OPAL выгоднее было продолжить по территории Чехии – от ее восточной границы с Германией до западной границы с той же Германией. Такой маршрут газовых магистралей в два раза короче, чем он был бы в том случае, если бы OPAL шел исключительно по территории Германии.

Дело было за малым – построить чешскую часть «германо-германского» маршрута. И в 2013 году, как раз во время максимального накала интриг вокруг тендера по АЭС «Темелин», чешская газотранспортная компания Net4Gas сообщила о вводе в строй магистрального газопровода Gazelle.

Вокруг СП-1 споров и скандалов было, конечно, меньше, чем в настоящее время вокруг СП-2, зато эти скандалы весьма регулярны. Уже трижды Еврокомиссия ограничивала использование OPAL 50% его мощности – из-за жалоб противников проекта на то, что не соблюдаются правила Третьего энергопакета (любой поставщик газа имеет право бронировать не более 50% используемого ею магистрального газопровода), дважды эти решения отменялись. Иски, суды, апелляции, сотни публикаций, противоположные мнения экспертов и аналитиков – и это все вокруг СП-1 и OPAL.

При этом за все минувшие годы вокруг чешского Gazelle – полная тишина, поскольку как же можно ругать чехов, которые не уступили давлению Росатома и в 2014 набрались храбрости для того, чтобы отменить «атомный тендер»? Чехи остались без новых атомных энергоблоков, но давлению Росатома не поддались! Сколько корзинок печенья привезли в Прагу из Брюсселя и из Вашингтона – коммерческая тайна, но этих печенек оказалось вполне достаточно, чтобы надежно укрыть им трубы Gazelle.

Газпром спокойно выполняет все свои контрактные обязательства перед Engie, французским акционером Nord Stream AG, зарегистрированной в Швейцарии компании, владеющей и управляющей СП-1, российский бюджет исправно получает все причитающиеся налоговые платежи – на добычу полезных ископаемых, на прибыль, экспортную пошлину и так далее.

«Северный поток-2» и его сухопутные продолжения

3 января 2021 года чешская компания Net4Gas приняла в эксплуатацию очередной магистральный газопровод, названный Capacity4Gas, о чем оповестили едва ли не исключительно отраслевые издания. А событие далеко от числа рядовых, поскольку Capacity4Gas является продолжением немецкого МГП EUGAL, который, в свою очередь, является сухопутным продолжением «Северного потока-2».

Схема во много схожа со случаем СП-1: EUGAL проходит от балтийского побережья до границы с Чехией, Capacity4Gas проходит по территории Чехии от восточной границы с Германией до западной границы с Германией. Второй отрезок по Германии – это сразу две газовых магистрали: MEGAL, которая уходит опять же в направлении Бельгии и Франции (две нитки MEGAL уже действуют – по ним идет газ из СП-1, для СП-2 строится третья нитка) и MEGAL Suid в направлении Австрии (концерн OMV один из участников финансирования строительства СП-2 и владелец газового хаба Баумгартен, где будет заканчиваться маршрут СП-2). Если бы Чехия была, как уже утверждают некоторые комментаторы, «противником СП-2» и отказалась от строительства Capacity4Gas, то Газпром не смог бы довести газ до потребителей сразу трех стран – Бельгии, Франции и Австрии. Однако ничего подобного в реальности не было и нет – чешская Net4Gas свою часть работы выполнила спокойно, без ажиотажа, а чешские политики аккуратно обошли требования Польши как лидера «Вышеградской четверки» коллективного протеста против проекта СП-2. Больше того – в самой Чехии между Gazelle и Capacity4Gas имеется существенная разница. Gazelle – это сугубо транзитный газопровод, а вот Capacity4Gas аккуратно вписан в газораспределительную систему этой страны. Этим Net4Gas добилась сразу двух результатов. Один вполне очевиден: в настоящее время российский газ Чехия получает за счет транзита по территории сразу двух стран – Украины и Словакии, потому энергетическая безопасность Чехии существенно зависит от того, как складываются непростые отношения Москвы и Киева. Ввод в строй «Северный поток-2», EUGAL и Capacity4Gas для Чехии – возможность не зависеть от того, на что она повлиять никак не может, то есть от возможного обострения отношений России и Украины, возможность оплачивать транзитные услуги не двух стран, а только одной Германии. Второй результат чуточку менее очевиден: Capacity4Gas в силу его соединения с распределительной газовой системой перестает быть чисто транзитным, а потому никакие ограничения использования его мощности, предусмотренные Третьим энергопакетом, на Capacity4Gas не распространяется.

«Синий туман похож на обман» – песня такая

За те недели, которые уже успели пройти после начала чешско-российского скандального обострения отношений ни в одном СМИ не проскользнуло ни одного воспоминания о том, что Чехия является прямым соучастником проекта «Северный поток-2», а потому, по модной западной риторике, «способствует увеличению энергетической зависимости демократически-свободолюбивой Европы от ужасно-тоталитарной России» с ее газом, в котором нет ни одной «молекулы свободы».

Напротив – Чехия на глазах всего ЕС, НАТО и США безмерно пострадала от коварных действий «Петробоширова», от высылки дипломатов и далее по списку. Умственно альтернативно одаренные правители республик Прибалтики, Польши «в знак солидарности с Чехией» высылают российских дипломатов и делают квадратные глаза из-за того, что Россия отвечает совершенно симметрично, Штаты готовы объявить Чехию своим главным подтявкивателем и старшим Табакки – всем весело, до СП-2 и Capacity4Gas никому никакого дела уже нет.

Почему Чехия устроила скандал с битьем посуды именно сейчас, хотя до выборов в парламент остается еще полгода – вроде рановато бы? К середине апреля уже всем стало очевидно, что Штаты и их подельники в Европе так и не смогли остановить строительство СП-2 и вероятность того, что оно будет завершено в начале-середине лета, растет с каждым днем, с каждой милей, пройденной трубоукладчиками «Фортуна» и «Академик Черский». Чем меньше труб остается уложить на дно Балтийского моря – тем больше уверенности и в том, что скандалов вокруг этого события будет великое множество, а Чехия уже успела со своим «чур, я в домике».

Почему в центре «энергетической части» чешско-польского скандала – тендер на достройку АЭС «Дукованы», мы уже писали в предыдущем материале. Новое правительство, которое появится у Чехии по результатам октябрьских выборов, имеет полное право отменить все решения правительства действующего; сам тендер должен пройти в конце 2022 года и проводить его будет не правительство, а ČEZ, České Energetické Závody; по условиям тендера строительство атомного энергоблока должно начаться только в 2029 году. Никакой спешки, возможность исправить все глупости, которое успело отчебучить действующее правительство.

И еще раз об энергетическом балансе Чехии

А поторапливаться и одновременно прикрываться от возможных нападок с вводом в строй всей системы магистральных газопроводов, началом которых является «Северный поток-2» у Чехии сразу несколько резонов.

Мы уже писали, что по таким показателям, как развитие ВИЭ и количество выбросов углекислого газа на душу населения Чехия – явный аутсайдер в составе ЕС, но дело не только в подобного рода рейтингах и чувстве стыда, которое Прага должна испытывать по этому поводу. Каждый год Еврокомиссия увеличивает размер штрафов за выбросы углекислого газа – и вот это фактор уже совершенно конкретный, бьющий по доходам чешского государственного бюджета.

Напомним, что в настоящее время 37% вырабатывает на угольных электростанциях и только 11% – на газовых, при этом сжигание природного газа дает в два раза меньше выбросов углекислого газа, чем сжигание угля. Конечно, введение в эксплуатацию нового атомного энергоблока – самый разумный способ справиться с этим зловредным углекислым газом, но новый энергоблок АЭС «Дукованы» если и будет построен, то только в 2036 году – таковы условия предстоящего тендера. 16 лет наедине с растущими штрафами – не самая приятная компания. Больше штрафов – выше цены на электроэнергию – выше цены на конечную продукцию промышленного и сельскохозяйственного сектора, выше финансовые нагрузки на жителей Чехии.

Российский газ, который придет по цепочке «Северный поток-2» – EUGAL – Capacity4Gas, да еще и с учетом того, что последний вписан в газораспределительную сеть Чехии – это возможность быстро и относительно не дорого переводить имеющиеся электростанции с угля на газ. И 2036 год ждать для этого вовсе не требуется: если Балтийское море не посетит сезон цунами, то российский газ сможет поступать в Европу уже в начале осени. Меньше угля – больше газа – меньше углекислого газа и штрафов за него, то есть для Чехии это прямая денежная выгода. Потому всем желающим – политико-дипломатическо-атомный скандал на страницы всех СМИ, а вот Capacity4Gas – в тень.

Выгодна используемая Чехией тактика России или нет? Мне кажется, что ответ вполне очевиден, поскольку чем больше объем поставок Газпрома в Европе, тем больше денег поступает в государственный бюджет России. Специально для тех, кто решит использовать в качестве контрагумента кратно снизившуюся прибыль Газпрома по итогам 2020 года, напоминаем: налоговые поступления в бюджет со стороны Газпрома в 10 раз больше того, что попадает в бюджет в качестве дивидендов этой компании.

С того момента, как газ покидает подземелья, Газпром начинает платить налог на добычу полезных ископаемых, Газпром платит экспортные пошлины, налог на прибыль и так далее. Хорошо или плохо то, что доходная часть бюджета России по-прежнему существенно зависит от нефти и газа – отдельный разговор, разговор важный и нужный. Но сейчас, в 2021 году, это именно так: чем больше объем экспортных поставок нефти и газа, тем лучше бюджету нашей страны, тем больше возможностей у правительства поддержать экономику и всех нас в это непростое пандемическое время. Потому объективно действия Чехии Росси выгодны, хотя чисто эмоционально все выглядит с точностью до наоборот.

Сотрудничество России и Чехии в атомной энергетике

И напоследок – несколько слов о том, как выглядит сотрудничество России и Чехии в настоящее время не на словах, а на деле.

Росатом был и остается единственным поставщиком ядерного топлива для АЭС «Дукованы», переход с первого на второе поколение этого топлива обеспечил увеличение мощности реакторов этой станции с 440 МВт до 500 МВт. В составе АЭС «Дукованы» четыре реактора ВВЭР-440, то есть новое топливо для них равнозначно «строительству новой электростанции» мощностью 240 МВт, и это причина, почему Чехию наше сотрудничество более, чем просто устраивает.

Отметим, что в настоящее время начинается переход АЭС «Дукованы» на ядерное топливо уже третьего поколения и нам остается немного подождать, чтобы узнать, на что окажутся способны «старички» ВВЭР-440 в этот раз. То, что «Шкода ЯМ» владеет патентами на технологию ВВЭР-440, обеспечило этой компании возможность масштабного участия в модернизации Армянской АЭС, которую ведет Росатом. Росатому это только выгодно – его подразделения основательно загружены проектами строительства энергоблоков на базе реакторов ВВЭР-1200, которые реализуются в России, Белоруссии, Турции, Венгрии и далее по списку. России как государству участие чешской компании в модернизации Армянской АЭС тоже выгодно – напомним, что владельцем «Шкода ЯМ» является холдинг ОМЗ (Объединенные Металлургические Заводы), владельцем которого является Газпром Банк, владельцем контрольного пакета которого, в свою очередь, является тот же Газпром.

Напомним, что «Шкода ЯМ» является владельцем технологий реакторов ВВЭР-1000 проекта 320, которые, в числе прочих мест, работают и на территории Украины. После того, как Украина стала использовать для своих АЭС ядерное топливо производства компании Westinghouse (компоненты которого для шведского завода этой компании производятся в том числе и на «Шкода ЯМ»), Росатом, как производитель ВВЭР-1000, снял с себя все гарантийные обязательства – общеизвестный факт.

А вот о том, что украинский «Энергоатом» обязан и регулярно проводит планово-предупредительные работы на всех блоках, мы задумываемся куда как реже. Если эти текущие ремонты не обеспечивает Росатом, а ремонты, тем не менее идут, то возникает вопрос: а кто же тогда обеспечивает украинские АЭС комплектующими, кто помогает с модернизацией АСУ ТП (автоматические системы управления технологическими процессами) и так далее?

Нельзя не поздравить Украину с тем, что они могут, наконец, не обращаться за помощью к «агрессивной России», а спокойно и уверенно договориться с европейской компанией, которая носит гордое название «Шкода ЯМ». Гарантии украинским атомщикам Россия не дает, но руку на пульсе – держит.

В 2020 году закончился контракт с Росатомом на поставку ядерного топлива для АЭС «Темелин» и Чехия, действуя по правилам ЕС, должна была организовать тендер на заключение нового контракта. Появился и второй претендент – компания Westinghouse, однако правила МАГАТЭ предписывают, что участвовать в топливных атомно-энергетических конкурсах имеют право только те компании, сомнений в качестве топлива которых нет никаких.

Топливо от Росатома в Чехии проверяли на качество многократно, топливо от Westinghouse после инцидентов середины нулевых на качество не проверяли. Проводится такая проверка строго по правилам, предписанным МАГАТЭ: топливо должно выдержать полный топливный цикл и послереакторые проверки в течение такого же времени, которое длится топливная сессия (топливная сессия – время от первой загрузки свежего ядерного топлива в активную зону реакторы до его полного извлечения).

В случае ВВЭР-1000, которые работают на АЭС «Темелин» это 18 месяцев и еще раз 18 месяцев, итого – три года. И ČEZ, само собой, приступила к этой проверке – а как иначе-то? Приступила – 30 апреля 2019 года, раньше не получалось. Проверка закончится в 2022 году, потому у ČEZ просто не было вариантов – она была просто вот вынуждена продлить контракт с Росатомом еще на три года.

И еще один нюанс – в августе 2018 года в активные зоны реакторов АЭС «Темелин» начали загружать российское ядерное топливо новой модификации ТВСА-Т.mod.2, с улучшенными эксплуатационными характеристиками и с более высокой экономической эффективностью. Проверка нового российского топлива закончится раньше, чем проверка топлива от Westinghouse – это, конечно же, случайность – никаких сомнений. Если – опять же, случайно – выяснится, что ТВСА-Т.mod.2 по характеристикам превосходит изделия американских атомных дел мастеров, то ČEZ вынуждена будет продолжить сотрудничество с Росатомом.

И совсем уж «на дорожку». В конце 2019 года Газпром Банк сообщил, что ведутся переговоры о продаже «Шкода ЯМ», потенциальный покупатель – южнокорейская компания KHNP, предполагаемая сумма сделки – 240 млн евро. Если учесть, что в 2005 году Газпром Банк приобрел «Шкоду ЯМ» за 20 млн евро, то для финансистов такая сделка более, чем выгодна. Но летом 2020 года KHNP заявила о своем намерении участвовать в тендере по достройке АЭС «Дукованы», и с этого момента ни один открытый источник никакой информации по сделке между Газпром Банком и KHNP ничего не сообщает – и это тоже, наверное, случайность.

Если же без иронии и сарказма, то все события вокруг тендера на «Дукованы» ни в коей мере не являются причиной для прекращения российско-чешского сотрудничества в атомной энергетике – это сотрудничество было, есть и остается взаимовыгодным и перспективным. Ну, а что касается тендера, то нет ни малейшего смысла нервничать, тратить эмоции – пройдут в Чехии выборы, вот тогда и есть смысл вернуться к этим вопросам, но будем помнить при этом, что многое зависит от того, как будут идти дела у Газпрома и его европейских компаний-партнеров с проектом «Северный поток-2». Точно сказать, где для Чехии заканчивается российский уран и начинается российский газ, вряд ли кто-то способен.

Оригинал статьи:

https://jpgazeta.ru/pochemu-dejstviya-chehii-pomogayut-rossii-i-gazpromu/
Exit mobile version